Эксплуатация Маслостанции РВП-54М «УТВЕРЖДАЮ» Главный инженер Василеостровской ТЭЦ (ТЭЦ-7) филиала “Невский” ОАО “ТГК-1” ________________________С.Н. Марьин «26» ноября 2013 г.г. Инструкция по эксплуатации маслостанции РВП-54М. Срок действия установлен: с «26» ноября 2013 г. по «26» ноября 2016 г. Начальник КТЦ _______________ М.Г. Писаренко Начальник ПТО _______________ Л.В. Казарцев Срок действия продлен после пересмотра: с “__”____________20___ г. по “__”____________20___ г. Главный инженер ТЭЦ-7 _______________ Начальник КТЦ _______________ Начальник ПТО _______________ Знание настоящей инструкции обязательно: 1. ИТР КТЦ КО. 2. НСС 3. НС КТЦ 4. Старший машинист КО КТЦ. 5. Машинист-обходчик КО КТЦ. 6. Машинист ЦТЩУ котлами. Инструкция хранится: 1. В ПТО. 2. В конторе КТЦ. 3. У НСС. 4. У НС КТЦ. 5. На ЦТЩУ-1. г. Санкт-Петербург 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Назначение, характеристика и краткое описание маслостанции РВП-54М 3 2. Меры безопасности 4 3. Подготовка к работе маслостанции РВП-54М 5 4. Пуск маслостанции РВП-54М 6 5. Останов маслостанции РВП-54М 7 6. Техническое обслуживание маслостанции РВП-54М 7 1. НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАСЛОСТАНЦИИ РВП-54М 1.1. Маслонасосная станция предназначена для обеспечения проточной смазки и охлаждения масла опорного подшипника нижней опоры РВП. Маслонасосная станция расположена в котельном отделении у ряда «Г» между осями II и III в приямке на отметке минус-1.900. 1.2. Маслостанция РВП-54М включает в себя: Насос шестеренчатый типа ГН-24 с эл. двигателем: Р=25 кгс/см2; Q=73 л/мин; n=1450 об/мин - 2 шт. Маслобак V =0,612 м3 - 1 шт Фильтр пластинчатый - 2 шт. Маслоуказатель м./б. (щуп) - 1 шт. Коллектор распределительный - 1 шт. КИП и А - Маслопроводы: напорный 38х3,5 - 2 шт. сливной 60х3 - 1 шт. Основные технические параметры маслостанции приведены в таблице 1. Таблица 1 Технические показатели Величина 1. Расход масла через нижнюю подшипниковую опору, л/мин 1-2 2. Номинальная емкость маслобака, л 540 3. Номинальная емкость маслованны нижней опоры, л 90 4. Применяемое масло И-20А или другие нефтяные товарные масла вязкостью 150-200 с.cm. при Т=50оС 1.3. Маслонасосная станция состоит из масляного бака, двух насосов с электродвигателями, распределительного коллектора, двух обратных клапанов, двух масляных пластинчатых фильтров, смотрового стекла, запорных вентилей, системы трубопроводов. Масляный бак сварной конструкции, в верхней части которого установлена крышка и вентиляционно-запорная горловина. Бак изготовлен во взрывобезопасном исполнении, для чего в люке бака установлена мембрана. Внутри бак разделен на два отсека: всасывающий и сливной. В сливной отсек вварены штуцеры для слива масла. Оба отсека снабжены специальными кранами для слива отстоя. Всасывающий отсек имеет щуп для замера уровня масла. Масло из всасывающего отсека насосом нагнетается в магистраль, предварительно пройдя очистку в пластинчатом фильтре, и далее через обратный клапан попадает в распределительный коллектор. Из коллектора масло поступает в масляную ванну опорного подшипника нижней опоры, откуда возвращается по сливному маслопроводу в маслобак. Для удобства настройки проточной смазки подшипника запорный вентиль установлен непосредственно перед нижней опорой на нагнетательной магистрали маслопровода. Проток масла контролируется через смотровое окно на сливном маслопроводе. Маслонасосная станция имеет две равнозначные магистрали: рабочую и резервную. Резервная магистраль включается в случае выхода из строя работающего маслонасоса или при падении давления в распределительном коллекторе. КИП и А маслостанции предназначен для контроля за работой системы смазки, а также подачи сигнала, для поддержания рабочего режима маслостанции. Основной КИП приведен в таблице 2. Таблица 2 Наименование параметра Обозначение РТМ Примечание Давление на напоре маслонасоса №1 PIS 4702 -"- №2 PIS 4703 Давление масла в напорном коллекторе PIA 4700 PI 4701 Температура масла в баке TE 4705 TIA 4705 Температура верхнего подшипника РВП TIRA 4552 Температура нижнего подшипника РВП TIRA 4551 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1. Персонал, связанный с эксплуатацией, обязан знать и выполнять требования настоящей инструкции, а также. 2.1.1. "Правила техники безопасности при эксплуатации теплотехнического оборудования электростанций и тепловых сетей", РД 34.04.201-97 изд. ДЕАН, 2001 г. 2.2. Проведение испытаний на оборудовании системы разрешается только по программе, утвержденной главным инженером станции и зарегистрированной в ПТО. 2.3. Пуск маслостанции запрещается при: • качестве масла, не удовлетворяющем требованиям норм (наличие механических примесей и влаги) и температуре масла менее +5оС и более +70оС; 2.4. Немедленно отключить маслостанцию при: • разрыве или трещинах в маслопроводах; • воспламенении масла и невозможности немедленно ликвидировать пожар имеющимися средствами;. 2.5. Персонал, обслуживающий маслостанцию обязан выполнять требования правил техники безопасности и пожаробезопасности в объеме должностной инструкции. 2.6. Зона обслуживания маслостанции должна содержаться в исправном состоянии, чистоте, свободной от посторонних предметов. 2.7. Маслобак и трубы маслопроводов не должны близко проходить от горячих поверхностей, а маслопроводы должны иметь изоляцию для предохранения масла от перегрева летом и от замерзания в зимнее время. 2.8. Арматура обвязки маслостанции должна иметь указатели направления вращения штурвалов и таблички с технологической маркировкой. 2.9. Категорически запрещается производство работ на маслосистеме при нахождении в работе или резерве. 2.10. Все ремонтные работы на маслопроводах и маслостанции с применением сварки должны производиться по нарядам при наличии оформленного разрешения на огневые работы. 2.11. Не допускается применение открытого огня или производство сварочных работ на расстоянии менее 5 м от оборудования маслосистемы. 2.12. При загорании масла, вследствие образования утечки, из-за разгерметизации системы смазки и невозможности ликвидировать утечку имеющимися средствами, маслостанция должна быть остановлена, персонал должен принять меры по ликвидации загорания, с применением всех имеющихся противопожарных средств. 2.13. При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тканью. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. Не допускается складирование загрязненного песка вместе с бытовыми отходами, не допускается попадание на почву, в канализацию или в открытые водоемы. 3. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ МАСЛОСТАНЦИИ РВП-54М 3.1. После капитального и среднего ремонта или останова более 10 суток, а также после ремонта, связанного с вырезкой и заменой участков трубопровода, заменой арматуры, перед включением оборудования в работу должно быть осмотрено и проверено, что: • ремонтный персонал выведен из зоны обслуживания, восстановлены постоянные ограждения и знаки безопасности; • отсутствуют временные монтажные и ремонтные стяжки, конструкции и приспособления, леса; • выполнена установка КИП на штатные места и отсутствуют внешние повреждения приборов; • открыты (открыть по согласованию с НС ЦТАИ) первичные вентили на импульсных линиях к датчикам КИП; • отсутствует грязь, мусор, посторонние предметы на оборудовании и зоне обслуживания системы; • имеются таблички маркировки насосов и арматуры; • отсутствуют видимые повреждения арматуры, дренажей; • исправно штатное и аварийное освещение зоны обслуживания системы; • укомплектованы и исправны первичные средства пожаротушения; Проверить уровень масла во всасывающем отсеке маслобака по масломерному стеклу: • если маслопроводы и маслованна опорного подшипника нижней опоры РВП находятся без масла, то уровень масла должен быть 550-560 мм. от днища маслобака; • если маслопроводы и маслованна заполнены маслом, то уровень масла должен быть 200-250 мм. от днища маслобака; • при необходимости долить масло в маслобак. Заливка производится через сливной отсек. Все выявленные дефекты должны быть устранены до начала пусковых операций. Дать заявку персоналу ЭЦ на сборку электросхем двигателей маслонасосов. Непосредственно перед пуском маслостанции собрать схему: Технологическое наименование Маркировка Положение Вентиль на всасе маслонасоса №1 О Вентиль на всасе маслонасоса №2 О Вентиль на напоре маслонасоса №1 О Вентиль на напоре маслонасоса №2 О Вентиль перед маслофильтром №1 О Вентиль перед маслофильтром №2 О Вентиль №1 после распределительного коллектора О Вентиль №2 после распределительного коллектора О Вентиль рециркуляции З Кран регулирующий перед нижним подшипником О Вентиль на перемычке напорных линий маслонасосов З После выполнения подготовительных работ машинисту-обходчику доложить о готовности маслосистемы РВП к пуску. 4. ПУСК МАСЛОСТАНЦИИ РВП-54М В РАБОТУ 4.1. Включить в работу маслонасос №1 (№2). Убедиться в наличие давления масла в распределительном коллекторе. Регулирующим краном перед опорным подшипником нижней опоры отрегулировать поступление масла в нижнюю опору таким образом, чтобы слив масла из опоры был равен поступлению масла (≈1,0-2,0 л/мин). Контроль вести по смотровому окну и указателю уровня масла на нижней опоре. Установившийся уровень масла (по указателю уровня масла на опоре) должен составлять: • нижний уровень ≈160 мм; • средний уровень -180 мм; 4.2. Опробовать в работе резервный насос. 4.3. Произвести опробование защит и блокировок по маслостанции РВП-54М. 4.4. Оставить в работе маслонасос №1 (№2) 5. ОСТАНОВ МАСЛОСТАНЦИИ РВП-54М Останов маслосистемы разрешается только после окончательной остановки РВП-54М. Выключить маслонасос №1 (2). При длительном останове: • Отключить защиты и блокировки по маслосистеме РВП-54М; • Отключить КИП и сигнализацию маслосистемы; • Разобрать электросхемы двигателей маслонасосов; • Слить масло из напорного маслопровода, открыть вентиль линии рециркуляции маслонасосов; После опорожнения маслопроводов закрыть вентили на всасе, напоре насосов №1, №2 и на распределительном коллекторе. 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАСЛОСТАНЦИИ РВП-54М 6.1. При работе котла ст. №4 не менее 2-х раз в смену производить осмотр оборудования и арматуры маслосистемы РВП-54М на предмет выявления дефектов и своевременного их устранения в соответствии с регламентом работ, выполняемых эксплуатационным персоналом на оборудовании и системах КТЦ с оформлением записей в оперативных журналах. При этом обращать внимание на: • наличие освещения в зоне обслуживания маслостанции РВП-54М; • наличие, исправность табличек маркировки и плакатов по ТБ; • отсутствие течей в маслопроводах и подшипниковых узлах РВП-54М; • состояние тепловой изоляции на предмет отсутствия повреждений и попадания масла; • наличие и исправность КИП; • состояние и исправность маслонасосов. При работе маслосистемы машинист-обходчик обязан контролировать параметры работы оборудования на соответствие следующим значениям: • давление масла на напоре маслонасосов; • давление масла после фильтров; • давление масла в напорном коллекторе; • температуру масла (не выше +70оС); • перепад давления на маслофильтре; • уровень в маслобаке (всасывающий отсек) -200-250 мм. от днища бака; • проверять протечку и слив масла с нижней опоры через смотровое стекло. Проверку АВР маслонасосов проводить 2 раза в месяц, а также перед каждым остановом и пуском маслостанции РВП-54М. Чередование работы насосов производить согласно графику переключения оборудования КТЦ. Регулярно, по графику, утвержденному главным инженером, производить контроль качества масла в МБ смазки. Первая замена отработанного масла после 200-300 часов работы, последующие замены через 7…8 тыс. часов. Контроль качества масла через 1500…2000 часов работ. При необходимости произвести досрочную замену масла. Характерные неисправности в системе смазки и способы их устранения указаны в таблице 3. Таблица 3 Неисправность Причина неисправности Способ устранения 1. Снижение уровня масла в маслобаке. 1.Утечка масла из системы смазки. Осмотреть маслопроводы, арматуру, оборудование, датчики КИП в доступных местах. Проверить плотность закрытия арматуры ремонтного опорожнения маслобака. При обнаружении утечек масла через уплотнения фланцевых разъемов штуцеров, подтянуть крепеж и соединения. Принять меры к локализации и сбору обнаруженных протечек масла. Если в результате принятых мер снижение уровня в маслобаке прекратилось, то работа РВП и маслосистемы может продолжаться. Долить масло в маслобак до номинального уровня. 2. Ненормальная работа маслонасоса (стук, шум, вибрация, искрение двигателя и т.п.). 1. Низкий уровень в маслобаке. 2. Повреждение проточной части насоса. Проверить уровень и при необходимости довести его до нормального. Вывести насос в ремонт. 3. Вибрация маслопроводов. 1. Нарушение целостности подвесок, опор маслопроводов. Проверить подвески и опоры. Произвести замену дефектных. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ № пп Ф.И.О. Должность Дата ознакомления Подпись 1. Минин Серей Анатольевич начальник смены КТЦ 2. Кучеренко Павел Николаевич начальник смены КТЦ 3. Лопаков Александр Николаевич начальник смены КТЦ 4. Золоторевский Семён Израилович начальник смены КТЦ 5. Колесник Анатолий Павлович начальник смены КТЦ 6. Коваленко Евгений Георгиевич старший машинист котельного отделения 7. Рожков Владимир Васильевич старший машинист котельного отделения 8. Силин Александр Алексеевич старший машинист котельного отделения 9. Чернышёв Юрий Александрович старший машинист котельного отделения 10. Смирнов Анатолий Викторович старший машинист котельного отделения 11. Кряжев Валерий Олегович машинист-обходчик котельного оборудования 12. Самойленко Кирилл Викторович машинист-обходчик котельного оборудования 13. Тимошенков Евгений Фролович машинист-обходчик котельного оборудования 14. Волов Павел Павлович машинист-обходчик котельного оборудования 15. Буров Евгений Александрович машинист-обходчик котельного оборудования 16. Масленко Николай Георгиевич машинист ЦТЩУ котлами 17. Агафонов Игорь Владимирович машинист ЦТЩУ котлами 18. Зуненштейн Артур Абрамович машинист ЦТЩУ котлами 19. Глузд Андрей Иванович машинист ЦТЩУ котлами 20. Барсуков Александр Анатольевич машинист ЦТЩУ котлами 21. Смелов Денис Юрьевич машинист ЦТЩУ котлами 22. Таквелин Владимир Борисович машинист ЦТЩУ котлами 23. Абасов Артур Алибегович машинист ЦТЩУ котлами 24. Степанов Евгений Иванович машинист ЦТЩУ котлами 25. Шаманов Алексей Викторович машинист ЦТЩУ котлами