Эксплуатация Дымососа Рециркуляции Газов ВГДН-17 «УТВЕРЖДАЮ» Главный инженер Василеостровской ТЭЦ (ТЭЦ-7) филиала “Невский” ОАО “ТГК-1” ________________________С.Н. Марьин «26» ноября 2013 г.. Инструкция по эксплуатации дымососа рециркуляции газов ВГДН-17. Срок действия установлен: с «26» ноября 2013 г. по «26» ноября 2016 г. Начальник КТЦ _______________ М.Г. Писаренко Начальник ПТО _______________ Л.В. Казарцев Срок действия продлен после пересмотра: с “__”____________20___ г. по “__”____________20___ г. Главный инженер ТЭЦ-7 _______________ Начальник КТЦ _______________ Начальник ПТО _______________ Знание настоящей инструкции обязательно: 1. ИТР КТЦ КО. 2. НСС 3. НС КТЦ 4. Старший машинист КО КТЦ. 5. Машинист-обходчик КО КТЦ. 6. Машинист ЦТЩУ котлами. Инструкция хранится: 1. В ПТО. 2. В конторе КТЦ. 3. У НСС. 4. У НС КТЦ. 5. На ЦТЩУ-1. г. Санкт-Петербург 2013г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Назначение, характеристика и краткое описание дымососа рециркуляции газов ВГДН-17 3 2. Меры безопасности 4 3. Подготовка ДРГ к пуску 5 4. Пуск ДРГ 7 5. Останов ДРГ 8 6. Техническое обслуживание ДРГ 9 1. НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДЫМОСОСА РЕЦИРКУЛЯЦИИ ГАЗОВ ВГДН-17 1.1. Дымосос рециркуляции газов, центробежный ВГДН-17, одностороннего всасывания предназначен для подачи дымовых газов из газохода перед РВП в воздуховоды котла после РВП при работе котла на мазуте. Это необходимо для поддержания номинальной температуры пара при работе котла на мазуте и снижении локальных тепловых нагрузок. Кроме того ДРГ участвуют в вентиляции топки котла, перед его растопкой. ДРГ установлен в КО у ряда “Г” между осями III и IV. 1.2. Технические данные и характеристики ДРГ типа ВГДН-17: • производительность, х103 м3/час -125; • полное давление, Па (кгс/м2)– 5050 (515); • максимальный КПД, % - 85; • максимальная температура перемещаемой среды, оС до 400; • минимальная температура перемещаемой среды, оС -30; • максимальная частота вращения об/мин – 1500; • диаметр рабочего колеса, мм – 1700; • электродвигатель, тип ДА304 – 400Х – 4У1; • напряжение, В – 6000; • частота вращения, об/мин - 1500; • ток электродвигателя, А – 47. Направление вращения ДРГ – левое (против часовой стрелке, если смотреть со стороны электродвигателя). 1.3. Основными узлами вентилятора (ДРГ) являются: • рабочее колесо; • спиральный корпус; • ходовая часть; • направляющий аппарат; • всасывающая воронка с уплотнением; 1.3.1. Рабочее колесо является основной частью вентилятора, при вращении которого энергия электродвигателя преобразуется в работу по перемещению и повышению давления воздушного потока. Рабочее колесо состоит из основного и покрывающего дисков, 16 листовых лопаток и ступицы. 1.3.2. Спиральный корпус (корпус) предназначен для сбора воздушного потока, выходящего из рабочего колеса, и направления его через выхлопной патрубок в потребляющую сеть. Он выполнен в виде спирального кожуха прямоугольного сечения и состоит из обечайки, двух боковых стенок. Корпус выполнен разъёмным на три части. К нижней части корпуса крепятся опорные плиты, устанавливаемые на монтаже согласно монтажному чертежу общей сборки в зависимости от разворота выхлопного патрубка. Для возможности выема ротора корпус имеет съёмную часть. Выхлопной патрубок имеет фланец с крепёжными отверстиями для присоединения к напорному газоходу. Спиральный корпус плитами ставится на опоры. Опоры крепятся к фундаменту хвостовиками. Компенсация тепловых расширений спирального корпуса в продольном и поперечном направлениях обеспечивается конструкцией вентилятора. В месте прохода вала ходовой части на спиральном корпусе крепится уплотнение, устанавливаемое на монтаже, обеспечивающее компенсацию тепловых расширений спирального корпуса в радиальном направлении. 1.3.3. Ходовая часть служит опорой для рабочего колеса и передаёт ему крутящий момент электродвигателя. Ходовая часть состоит из вала, разъёмного чугунного корпуса, чугунных торцевых крышек, подшипников качения, центробежных и контактных уплотнений, упругой втулочно-пальцевой муфты, соединяющей вал с электродвигателем, крыльчатки и ограждения. Центробежные уплотнения препятствуют утечке масла из ходовой части, а контактные уплотнения препятствуют проникновению пыли внутрь ходовой части. Подшипники качения, ближние от муфты, воспринимают радиальные и осевые рабочие нагрузки, а дальние от муфты, воспринимают радиальные рабочие нагрузки и имеют свободу осевого перемещения для компенсации температурных расширений вала. В качестве смазочной системы подшипников качения ходовой части служит масляная ванна. Объём ванны 18 л. Для смазки применяется масло марки И-20А Контроль уровня масла в масляной ванне производится с помощью маслоуказателя, установленного на корпусе ходовой части. Для охлаждения масла в корпусе установлен змеевик охлаждения, имеющий два выходящих наружу штуцера для подвода и слива охлаждающей воды. Крыльчатка охлаждает вал воздухом, просасываемым через кольцевую щель вала, что препятствует передаче тепла по валу к подшипникам. 1.3.4. Направляющий аппарат предназначен для регулирования производительности вентилятора. Регулирование осуществляется закручиванием потока в направлении вращения рабочего колеса путём поворота лопаток направляющего аппарата. Направляющий аппарат состоит из корпуса, лопаток и рычажной системы. Корпус имеет два фланца с крепёжными отверстиями для присоединения к спиральному корпусу и газоходу. Поворот лопаток осуществляется синхронно от общего поворотного кольца, рычаг которого с помощью тяги соединяется с электроисполнительным механизмом типа МЭО (4NR11S01). Конструкция электроисполнительного механизма обеспечивает как дистанционное, так и непосредственное ручное управление поворотом лопаток. 1.3.5. Всасывающая воронка с уплотнением предназначены для создания оптимальных условий входа воздушного потока в рабочее колесо. Всасывающая воронка имеет форму конуса с фланцами. Уплотнение имеет форму цилиндра с фланцем. 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1. При обслуживании ДРГ типа ВГДН-17 и его ремонте необходимо соблюдать все требования “Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электрических станций и тепловых сетей”. В части требованиям к помещениям и рабочим местам (раздел 2,1). К персоналу и спец. одежде - (1,2), обслуживания оборудования – (2,3), а также в части требований к допуску и выводу в ремонт вращающихся механизмов (2,10). 2.2. Обслуживающему персоналу категорически запрещается: • пуск и обслуживание вентилятора без ограждений полумуфт, а также уборку вблизи открытых полумуфт или с плохо закреплёнными ограждениями; • снимать и устанавливать ограждение вала и муфты на работающем ДРГ; • снимать заземление с электродвигателя независимо от того работает он или нет, за исключением вывода в ремонт и отсоединения питающего кабеля; • проверять руками вращение механизма; • производить на работающем механизме ремонтные работы; • допускать лиц не имеющих право обслуживания ДРГ и нахождение их на площадках обслуживания механизма. 2.3. Открытие лазов, люков и доступ ремонтного персонала в проточную часть машин разрешается только на выведенном в ремонт оборудовании при наличии оформленного наряда-допуска. 3. ПОДГОТОВКА ДРГ К ПУСКУ 3.1. Объём подготовительных работ определяется в зависимости от исходного состояния ДРГ. Рассматриваются три варианта пуска: после ремонта, после длительного простоя и после кратковременного простоя. 3.2. При проведении пуска после ремонта необходимо: 3.2.1. Начальнику котлотурбинного цеха назначить ответственного за осмотр ДРГ в процессе ремонта и перед пуском и пуск дымососа после ремонта. 3.2.2. Убедиться в соответствии технического состояния и комплектности ДРГ требованиям нормативно-технической документации на ремонт. Особо следует обратить внимание на устранение износа лопаток, дисков, кожуха машины, надёжность крепления лопаток, дисков, отсутствие непроваров, значения нормируемых зазоров и биений, исправность места прохода вала через кожух, лёгкость хода, синхронность поворота лопаток и соответствие указателей положения лопаток и регулирующего устройства, лёгкость хода колеса, центровку валов дымососа и электродвигателя, исправность заземления дымососа и электродвигателя, лёгкость хода и плотность всех шиберов по тракту, отсутствие посторонних предметов в ДРГ, тракте и около машины. 3.2.3. В случае, если проводился ремонт электродвигателя и пуске после отключения питающего кабеля от электродвигателя необходимо проверить направление вращения двигателя. Муфта между двигателем и механизмом должна быть разобрана. До соединения полумуфт проверить безотказность его включения, выключения ключом управления и аварийной кнопкой в испытательном положении, собрать электрическую схему, проверить работу электродвигателя, вращения, разобрать электрическую схему. 3.2.4. Перед пуском необходимо проверить окончание всех работ на ДРГ. Ремонтный персонал обязан сделать в оперативном журнале запись об окончании работ и разрешение на пуск ДРГ. 3.2.5. Произвести внешний осмотр ДРГ, при этом проверяется следующее: • наличие масла в подшипниках; • исправность направляющего аппарата; • исправность освещения на площадках обслуживания ДРГ; • исправность заземления электродвигателя; • наличие ограждений полумуфт электродвигателя и ДРГ; • отсутствие людей в топке, газоходах и воздуховодах котлоагрегата; • закрытие люков и лазов на газоходах и механизмах; • отсутствие ремонтных заслонок на напоре и всасе ДРГ; • затяжку всего крепежа на механизмах; • подключение всех приборов КИП и исправность связи с ЦТЩУ-1. Выявленные в результате осмотра неисправности должны быть устранены. О результатах осмотра машинист-обходчик КО КТЦ обязан сообщить на ЦТЩУ-1. 3.2.6. После внешнего осмотра произвести дистанционно с контролем по месту прокрутку направляющего аппарата, при этом контролировать следующее: • лёгкость хода; • отсутствие задеваний в лепестках и тягах; • соответствие степени открытия направляющего аппарата указателю положения на ЦТЩУ-1; • проверить соответствие угла открытия направляющего аппарата ДРГ указателю положения закрылков на его корпусе. 3.2.7. Убедиться в готовности системы смазки, проверить уровень масла в корпусах подшипников. 3.2.8. Собрать эл. схему двигателя ДРГ в испытательное положение и провести опробование технологических защит и блокировок после простоя оборудования более 3 суток. 3.2.9. Включить схему охлаждения на корпус подшипников ДРГ, убедиться в постоянстве уровня масла (отсутствие попадания воды в масло). 3.2.10. Все замечания, выявившиеся в процессе проверок должны быть устранены. ДРГ считается подготовленным к пуску лишь после оформления акта приёмки. 3.2.11. Доложить начальнику смены КТЦ о готовности к пуску и получить разрешение начальника КТЦ на пуск ДРГ. 3.2.12. Собрать электрическую схему электродвигателя в рабочее положение. 3.3. При проведении пуска после длительного простоя* необходимо: 3.3.1. Получить разрешение на пуск от начальника смены. 3.3.2. Убедиться в отсутствии посторонних предметов в ДРГ и прилегающих участках тракта и около машины, убедиться в отсутствии людей в ДРГ и по тракту, полностью закрыть направляющий аппарат, закрыть все люки в машине по тракту. 3.3.3. Убедиться в готовности системы смазки, включить систему охлаждения масла, доложить начальнику смены о готовности ДРГ к пуску. 3.4. После кратковременного простоя, связанного с выводом котла в резерв, машина должна быть постоянно готова к немедленному пуску без проведения каких-либо предпусковых операций. Обслуживание резервной машины при этом осуществляется в том же объёме, что и работающей. * Под длительным простоем следует понимать простой машин вследствие вывода котла в ремонт, при котором вскрываются люки и лазы, простой для осмотра машины без ремонта с вскрытием или без вскрытия машины, но без разборки ходовой части. При длительном простое машина не считается в резерве и не готова к немедленному пуску. 4. ПУСК ДРГ 4.1. Пуск ДРГ после ремонта производится с разрешения начальника КТЦ, после оформления акта приёмки, после простоя – с разрешения начальника смены, во всех случаях о произведённой операции необходимо произвести запись в эксплуатационных документах. 4.2. Непосредственно перед пуском проверить полную готовность оборудования согласно п. 3.2.1. – 3.2.9. 4.3. При включении ДРГ, которое выполняет с пульта управления машинист ЦТЩУ котлами, у ДРГ должен находиться машинист-обходчик КО КТЦ. 4.1.3. Проверить установку направляющего аппарата ДРГ, которые должны быть в положении “закрыто”. 4.1.4. Запустить электродвигатель с пульта управления ЦТЩУ-1. 4.1.5. При пуске дымососа проверить его загрузку по амперметру и соответствия направления вращения ротора показанию указателя направления вращения (вращение левое, т.е. против часовой стрелке, если смотреть со стороны двигателя). 4.1.6. Электродвигатель дымососа разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего – 1 раз. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя (30-60 мин). 4.1.7. Сразу после пуска машинист-обходчик должен убедиться в нормальной работе ДРГ: отсутствие ощутимой вибрации, стука, задеваний, течей масла, ощутимого (до 70оС) нагрева подшипников машины и корпуса электродвигателя (до 80оС). 4.1.8. После доклада машиниста-обходчика о нормальной работе ДРГ машинист ЦТЩУ котлами дистанционно нагружает её, открывая направляющие аппараты. Машинист-обходчик продолжает наблюдение за работой дымососа до окончания этой операции. 4.1.9. Запрещается: • пуск вентилятора при открытых направляющих аппаратах; • пуск и работа ДРГ при уровне масла в подшипниках ниже нижней отметки на маслоуказателе. 4.1.10. После пуска дымососа и достижения им полной скорости вращения проверить с помощью переносного вибрографа величину вибрации подшипников, которая не должна превышать 80 мкм при частоте вращения 1500 об/мин. 5. ОСТАНОВ ДРГ 5.1. Остановы ДРГ делятся на плановые (нормальные) и аварийные. Останов ДРГ при нормальных условиях производится дистанционно машинистом ЦТЩУ котлами с пульта управления или по месту, машинистом-обходчиком КО КТЦ по распоряжению старшего машиниста КО КТЦ. 5.2. Плановый останов. При плановом останове производится останов всех ТДМ котла. При плановом останове ДРГ производятся следующие действия: • разгрузить механизм до минимальной производительности (закрыть направляющий аппарат до “0” по УП на ЦТЩУ-1); • отключить электродвигатель. При останове всех ТДМ сначала отключить ДРГ (ВГДН-17Б), затем вентилятор (ВДК-20) и дымосос (ДН 22х2 -0,62ГМ); Внимание! Остановка двигателя ДРГ разрешается только после снижения температуры газов в спиральном корпусе ниже 200оС. • прослушать механизм на выбеге; • закрыть шибера по ГВТ, по необходимости; • разобрать, при необходимости, эл. схемы двигателей. 5.3. Аварийный останов. 5.3.1. Машина должна быть немедленно остановлена аварийной кнопкой или с пульта управления на ЦТЩУ-1: • при появлении стуков в машине, подшипниках, электродвигателе; • при задевании рабочего колеса за кожух; • при обрыве лопаток колеса или лопаток направляющего аппарата; • при сильной вибрации подшипников; • при нагреве подшипников ДРГ до 70оС, электродвигателя до 80оС; • при потере напряжения на секции, если не произойдёт автоматического отключения электродвигателя; • при пробое с замыканием в электродвигателе; • при появлении дыма из корпуса подшипника; • при появлении искр и запаха гари из электродвигателя; • при задевании ротора электродвигателя о статор; • если человек попал под напряжение и без отключения машины он не может быть освобождён от действия напряжения; • при действии блокировок или защит. При аварийном останове ДРГ направляющей аппарат закрывается немедленно после его останова. 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДРГ 6.1. Эксплуатационное обслуживание ДРГ осуществляется машинистом ЦТЩУ котлами и машинистом-обходчиком КО КТЦ. 6.2. Машинист ЦТЩУ котла обслуживает ДРГ с ЦТЩУ-1. Он обязан: 6.2.1. Следить за поддержанием воздушного режима работы котла, согласно режимной карте. Регулирование производительности ДРГ должно осуществляться автоматически. В случае выхода автоматических регуляторов из строя регулирование выполняется дистанционно, путём изменения положения лопаток направляющего аппарата. 6.2.2. Следить за нагрузкой ЭД, не допуская работы машин при значении силы тока выше предельных значений. 6.2.3. Следить, по показаниям КИП, за температурой подшипников ходовой части и ЭД. 6.2.4. КИП по контролю температуры подшипников ДРГ типа ВГДН-17 (4NR11D01) и электродвигателя приведён в таблице 1. Таблица 1 Параметр Обозначение Max. допустимая величина Прим. ДРГ Температура 4-го подшипника TIRA 4524 70оC Температура 3-го подшипника TIRA 4526 70оC Эектродви -гатель Температура 2-го подшипника TIRA 4553 80оC Температура 1-го подшипника TIRA 4525 80оC 6.3. Машинист-обходчик КО КТЦ обязан: 6.3.1. При приёме и сдаче смены, а также один раз в два часа должен производить обход работающих ТДМ. 6.3.2. При обходах контролировать следующие параметры: • вибрацию подшипников (на ощупь); • уровни масла в картерах подшипников; • температуру корпусов подшипников на ощупь (70оС для машин, 80оС для ЭД); • отсутствие задеваний в проточной части и посторонних шумов в подшипниках и других местах. 6.3.3. Осматривать машины, проверяя: • отсутствие посторонних предметов около машины; • наличие подтёков масла на корпусах подшипников, фундаментах и фундаментных рамах, устраняя их на ходу по мере появления; • наличие пломбы на аварийной кнопке отключения ЭД. 6.3.4. Следить за расходом и температурой охлаждающей воды. Температура воды на входе не должна превышать 33оС. При снижении температуры наружного воздуха до 0оС, отключить подачу охлаждающей воды на подшипники, воду слить, змеевик и линию продуть сжатым воздухом. При повышении температуры до плюсовой - возобновить подачу воды. 6.4. Как правило, большинство неполадок с ТДМ происходит в переходных режимах. В связи с этим при переходных режимах необходимо усиливать контроль за работой ТДМ на весь период переходного режима. 6.5. При неисправности дистанционного управления направляющим аппаратом ДРГ управление ими производить вручную по месту, координируя свои действия с ЦТЩУ-1 по рации. 6.6. При появлении заметной вибрации необходимо провести её измерение. При вибрации, превышающей допустимую, машина должна быть немедленно остановлена для устранения причин повышенной вибрации. 6.7. При повышении температуры подшипников сверх нормативного значения принять меры для её снижения: увеличение расхода охлаждающей воды, регулирование количества масла, контроль качества масла. 6.8. При нагреве корпуса электродвигателя необходимо вызвать электриков для определения причины нагрева. 6.9. Еженедельно производить внешний осмотр и проверять: • состояние всех допустимых креплений (отсутствие слабины, надёжность); • отсутствие проворота осей лопаток во втулках Н.А. (по совпадению контрольных рисок); • состояние уплотнений вала на улитке на ощупь (незначительные протечки газа допускаются); • шарнирные соединения механизма поворота закрылков Н.А. (исправность, наличие смазки). 6.10. Еженедельно производить прослушивание машины слуховой трубой (не допускается посторонний шум и задевания). 6.11. Один раз в месяц производить контрольный замер вибрации подшипниковых узлов ротора ДРГ и ЭД вибрографом (не должна превышать 80 мкм при 1500 об/мин). 6.12. Один раз в месяц пополнять смазку в узлах трения “Ось-ролик” поворотного кольца направляющего аппарата шпринцеванием через отверстия в осях. 6.13. Смена смазки в ходовой части производится по результатам химического анализа в процессе эксплуатации, при этом ванна перед заливом свежего масла должна быть промыта наливом керосина. Отработанное масло собрать и сдать на регенерацию. При разливе масла засыпать место разлива песком либо протереть тканью и убрать в бочки для дальнейшей утилизации. Не допускается складирование загрязненного песка вместе с бытовыми отходами, не допускается попадание на почву, в канализацию или в открытые водоемы.