Эксплуатация Дымососа ДН 22х2 -0,62ГМ «УТВЕРЖДАЮ» Главный инженер Василеостровской ТЭЦ (ТЭЦ-7) филиала “Невский” ОАО “ТГК-1” ________________________С.Н. Марьин «26» ноября 2013 г. Инструкция по эксплуатации дымососа ДН 22х2 -0,62ГМ. Срок действия установлен: с «26» ноября 2013 г. по «26» ноября 2016 г. Начальник КТЦ _______________ М.Г. Писаренко Начальник ПТО _______________ Л.В. Казарцев Срок действия продлен после пересмотра: с “__”____________20___ г. по “__”____________20___ г. Главный инженер ТЭЦ-7 _______________ Начальник КТЦ _______________ Начальник ПТО _______________ Знание настоящей инструкции обязательно: 1. ИТР КТЦ КО. 2. НСС 3. НС КТЦ 4. Старший машинист КО КТЦ. 5. Машинист-обходчик КО КТЦ. 6. Машинист ЦТЩУ котлами. Инструкция хранится: 1. В ПТО. 2. В конторе КТЦ. 3. У НСС. 4. У НС КТЦ. 5. На ЦТЩУ-1. г. Санкт-Петербург 2007 г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Назначение, характеристика и краткое описание дымососа ДН 22х2 -0,62ГМ 3 2. Меры безопасности 4 3. Подготовка дымососа к пуску 5 4. Пуск дымососа 7 5. Останов дымососа 8 6. Техническое обслуживание дымососа 9 1. НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДЫМОСОСА ДН 22х2 -0,62ГМ 1.1.Дымосос центробежный ДН 22х2 -0,62ГМ (4RN10DO1) двухстороннего всасывания предназначен для удаления дымовых газов из котлоагрегата. Дымосос установлен снаружи котельного отделения за рядом «Д» в продолжении осей II и III Дымосос отсасывает продукты горения из топки и газоходов котлоагрегата и далее через РВП, уже под напором, выбрасывает газы через дымовую трубу в атмосферу. 1.2. Технические данные и характеристики дымососа ДН 22х2 -0,62ГМ: • производительность, х103 м3/час -289/231; • полное давление, кгс/м2 – 330/211; • максимальное КПД, % - 84; • максимально-допустимая температура газов на входе, оС – 250; • потребляемая мощность, кВт – 325/166; • диаметр крыльчатки, мм – 2200; • рабочие частоты вращения ротора, об/мин – 750/600; • предельная скорость вращения вала, об/мин – 900; • двигатель асинхронный, тип АОД – 400/200 – 8/10У1; • напряжение, В – 6000; • мощность электродвигателя, кВт – 400/200; • ток электродвигателя, А – 54/33,5. Примечание: дробью даны характеристики при второй(высшей) и первой(низшей) скоростях вращения. Регулирование производительности дымососа осуществляется направляющим аппаратом осевого типа и переключением скорости электродвигателя. Направление вращения дымососа – правое (по часовой стрелке, если смотреть со стороны электродвигателя). Дымосос ДН 22х2 -0,62ГМ имеет угол разворота φ=45о-180о: Угол разворота улитки 45о. Угол разворота кармана 180о. 1.3. Основными узлами дымососа являются: • крыльчатка; • ходовая часть; • улитка; • правый и левый направляющий аппарат; • всасывающие карманы; • привод направляющих аппаратов. 1.3.1. Крыльчатка дымососа состоит из основного диска, двух конусов, 32 загнутых назад листовых лопаток (по 16 штук с каждой стороны основного диска). Крыльчатка в сборе со ступицей называется рабочим колесом. 1.3.2. Ходовая часть дымососа состоит из вала, двух литых корпусов подшипников с двухрядными сферическими роликоподшипниками, втулочно-пальцевой муфты и ступицы. Вал дымососа трубчатый, сварной. Корпуса подшипников ходовой части имеют масляные ванны для жидкой смазки подшипников. Ёмкость масляной ванны корпусов подшипников дымососа составляет 40 л. Для смазки подшипников применяется масло И-20А. Змеевики, помещённые в масляные ванны корпусов подшипников, служат для водяного охлаждения масла. Контроль уровня масла визуальный, по маслоуказателям. 1.3.3. Улитка сварена из листового проката, торцевые стенки имеют оребрение из швеллера для жёсткости, улитка дымососа имеет по две всасывающие воронки. Центральный разъём улитки позволяет транспортировать её из двух половин, дополнительный разъём позволяет снимать небольшой сектор улитки при необходимости выема ротора. 1.3.4. Направляющие аппараты (Н.А) – механизмы, предназначенные для регулирования производительности дымососов, состоят каждый из корпуса с двумя фланцами 12 лопаток и поворотного кольца, обкатывающегося по рельсу. Одновременный поворот лопаток обеспечивается кинематической связью поворотного кольца с осями лопаток через вилки,жёстко закреплённые на осях. Лопатки Н.А. дымососа пустотелые, поворачиваются консольно в стаканах с двумя шарикоподшипниками. Направляющие аппараты дымососа разъёмные. Плоскости разъёма совпадают с плоскостью разъёма улитки. 1.3.5. Всасывающие карманы состоят из собственно карманов с прямоугольными фланцами для присоединения к газоходам и воронок с круглыми фланцами для подсоединения к направляющим аппаратам. 1.3.6. Привод направляющих аппаратов дымососа предназначен для согласованного поворота лопаток обоих направляющих аппаратов. Состоит привод из вала, двух закрепляемых на улитке стаканов и системы рычагов и тяг, с помощью которых крутящий момент с вала передаётся на поворотные кольца Н.А. Вал привода рычагом и тягой связан с электроисполнительным механизмом типа МЭО (4NR10S01). 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1. При обслуживании дымососа ДН 22х2 -0,62ГМ и его ремонте необходимо соблюдать все требования “Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электрических станций и тепловых сетей”. В части требований к помещениям и рабочим местам (раздел 2,1). К персоналу и спец. одежде - (1,2), обслуживания оборудования – (2,3), а также в части требований к допуску и выводу в ремонт вращающихся механизмов (2,10). 2.2. Обслуживающему персоналу категорически запрещается: • пуск и обслуживание дымососа без ограждений полумуфт, а также уборку вблизи открытых полумуфт или с плохо закреплёнными ограждениями; • снимать и устанавливать ограждение вала и муфты на работающем дымососе; • снимать заземление с электродвигателя независимо от того работает он или нет, за исключением вывода в ремонт и отсоединения питающего кабеля; • проверять руками вращение механизма; • производить на работающем механизме ремонтные работы; • допускать лиц не имеющих право обслуживания дымососа и нахождение их на площадках обслуживания механизма. 2.3. Открытие лазов, люков и доступ ремонтного персонала в проточную часть машин разрешается только на выведенном в ремонт оборудовании при наличии оформленного наряда-допуска. 3. ПОДГОТОВКА ДЫМОСОСА К ПУСКУ 3.1. Объём подготовительных работ определяется в зависимости от исходного состояния дымососа. Рассматриваются три варианта пуска: после ремонта, после длительного простоя и после кратковременного простоя. 3.2. При проведении пуска после ремонта необходимо: 3.2.1. Начальнику котлотурбинного цеха назначить ответственного за осмотр дымососа в процессе ремонта и перед пуском и пуск дымососа после ремонта. 3.2.2. Убедиться в соответствии технического состояния и комплектности дымососа требованиям нормативно-технической документации на ремонт. Особо следует обратить внимание на устранение износа лопаток, дисков, брони, кожуха машины, надёжность крепления лопаток, дисков, отсутствие непроваров, значения нормируемых зазоров и биений, исправность места прохода вала через кожух, лёгкость хода, синхронность поворота лопаток и соответствие указателей положения лопаток и регулирующего устройства, лёгкость хода колеса, центровку валов дымососа и электродвигателя, исправность заземления дымососа и электродвигателя, лёгкость хода и плотность всех шиберов по тракту, отсутствие посторонних предметов в дымососе, тракте и около дымососа. 3.2.3. В случае, если проводился ремонт электродвигателя и пуске после отключения питающего кабеля от электродвигателя необходимо проверить направление вращения двигателя. Муфта между двигателем и механизмом должна быть разобрана. До соединения полумуфт проверить безотказность его включения и переключения с одной скорости на другую, выключения ключом управления и аварийной кнопкой в испытательном положении, собрать электрическую схему, проверить работу электродвигателя на обеих частотах, вращения, разобрать электрическую схему. 3.2.4. Перед пуском необходимо проверить окончание всех работ на дымососе. Ремонтный персонал обязан сделать в оперативном журнале запись об окончании работ и разрешение на пуск дымососа. 3.2.5. Произвести внешний осмотр дымососа, при этом проверяется следующее: • наличие масла в подшипниках дымососа; • исправность направляющих аппаратов дымососа; • исправность освещения на площадках обслуживания дымососа. • исправность заземления электродвигателя; • наличие ограждений полумуфт электродвигателя и дымососа; • отсутствие людей в топке, газоходах и воздуховодах котлоагрегата; • закрытие люков и лазов на газоходах и механизмах; • отсутствие ремонтных заслонок на напоре и всасе дымососа; • затяжку всего крепежа на механизмах; • подключение всех приборов КИП и исправность связи с ЦТЩУ-1. Выявленные в результате осмотра неисправности должны быть устранены. О результатах осмотра машинист-обходчик КО КТЦ обязан сообщить на ЦТЩУ-1. 3.2.6. После внешнего осмотра произвести дистанционно с контролем по месту прокрутки направляющих аппаратов дымососа, при этом контролировать следующее: • лёгкость хода; • отсутствие задеваний в лепестках и тягах; • соответствие степени открытия направляющих аппаратов указателю положения на ЦТЩУ-1; • проверить соответствие угла открытия направляющих аппаратов дымососа указателю положения закрылков на корпусе дымососа. 3.2.7. Убедиться в готовности системы смазки, проверить уровень масла в корпусах подшипников. 3.2.8. Собрать эл. схему двигателя дымососа в испытательное положение и провести опробование технологических защит и блокировок после простоя оборудования более 3 суток. 3.2.9. Включить схему охлаждения на корпус подшипников дымососа, убедиться в постоянстве уровня масла (отсутствие попадания воды в масло). Внимание! При отрицательных температурах наружного воздуха вода на охлаждение масла не подаётся, а змеевики продуваются сжатым воздухом для удаления воды из системы. 3.2.10. Все замечания, выявившиеся в процессе проверок должны быть устранены. Дымосос считается подготовленным к пуску лишь после оформления акта приёмки. 3.2.11. Доложить начальнику смены КТЦ о готовности к пуску и получить разрешение начальника КТЦ на пуск дымососа. 3.2.12. Собрать электрическую схему электродвигателя дымососа в рабочее положение. 3.3. При проведении пуска после длительного простоя* необходимо: 3.3.1. Получить разрешение на пуск от начальника смены. 3.3.2. Убедиться в отсутствии посторонних предметов в дымососе и прилегающих участках тракта и около машины, убедиться в отсутствии людей в дымососе и по тракту, полностью закрыть направляющие аппараты, закрыть все люки в дымососе и по тракту. 3.3.3. Убедиться в готовности системы смазки, включить систему охлаждения масла, доложить начальнику смены о готовности дымососа к пуску. 3.4. После кратковременного простоя, связанного с выводом котла в резерв, машина должна быть постоянно готова к немедленному пуску без проведения каких-либо предпусковых операций. Обслуживание резервной машины при этом осуществляется в том же объёме, что и работающей. * Под длительным простоем следует понимать простой машин вследствие вывода котла в ремонт, при котором вскрываются люки и лазы, простой для осмотра машины без ремонта с вскрытием или без вскрытия машины, но без разборки ходовой части. При длительном простое машина не считается в резерве и не готова к немедленному пуску. 4. ПУСК ДЫМОСОСА 4.1. Пуск дымососа после ремонта производится с разрешения начальника КТЦ, после оформления акта приёмки, после простоя – с разрешения начальника смены, во всех случаях о произведённой операции необходимо произвести запись в эксплуатационных документах. 4.2. Непосредственно перед пуском проверить полную готовность оборудования согласно п. 3.2.1. – 3.2.9. 4.3. При включении дымососа, которое выполняет с пульта управления машинист ЦТЩУ котлами, у дымососа должен находиться машинист-обходчик КО КТЦ. 4.1.3. Пуск дымососа должен быть проведён на первой (меньшей) частоте вращения ротора, равной 600 об/мин. 4.1.4. Проверить установку направляющих аппаратов дымососа, которые должны быть в положении “закрыто”. 4.1.5. Запустить электродвигатель с пульта управления ЦТЩУ-1. 4.1.6. При пуске дымососа проверить его загрузку по амперметру и соответствие направления вращения ротора показанию указателя направления вращения (вращение правое, т.е. по часовой стрелке, если смотреть со стороны двигателя). 4.1.7. Электродвигатель дымососа разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего – 1 раз. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя (30-60 мин). 4.1.8. Сразу после пуска машинист-обходчик должен убедиться в нормальной работе дымососа: отсутствие ощутимой вибрации, стука, задеваний, течей масла, ощутимого ( 70оС Max) нагрева подшипников машины и корпуса электродвигателя. 4.1.9. После доклада машиниста-обходчика о нормальной работе дымососа машинист ЦТЩУ котлами дистанционно нагружает её, открывая направляющие аппараты. Машинист-обходчик продолжает наблюдение за работой дымососа до окончания этой операции. 4.1.10. Запрещается: • пуск дымососа при температуре в проточной части ниже -30оС; • пуск дымососа при открытых направляющих аппаратах; • пуск и работа дымососа при уровне масла в подшипниках ниже нижней отметки на маслоуказателе. 4.1.11. После пуска дымососа и достижения им полной скорости вращения проверить с помощью переносного вибрографа величину вибрации подшипников, которая не должна превышать 120 мкм при частоте вращения 750 об/мин. 4.1.12. При необходимости быстрого перехода на вторую скорость, дымосос сначала включается на первую скорость (600 об/мин), затем делается выдержка до стабилизации тока электродвигателя на первой скорости, после чего машина переключается на вторую скорость (750 об/мин). 4.1.13. Переход с первой скорости на вторую и обратный переход осуществляется при минимально возможном расходе, значение которого определяется во время наладки. 5. ОСТАНОВ ДЫМОСОСА 5.1. Остановы дымососа делятся на плановые (нормальные) и аварийные. Останов дымососа при нормальных условиях производится дистанционно машинистом ЦТЩУ котлами с пульта управления или по месту, машинистом-обходчиком КО КТЦ по распоряжению старшего машиниста КО КТЦ. 5.2. Плановый останов. При плановом останове производится останов всех ТДМ котла. При плановом останове дымососа производятся следующие действия: • разгрузить механизм до минимальной производительности (закрыть направляющий аппарат до “0” по УП на ЦТЩУ-1); • отключить электродвигатель. При останове всех ТДМ сначала отключить ДРГ (ВГДН-17Б), затем вентилятор (ВДН-20) и дымосос (ДН 22х2 -0,62ГМ); • прослушать механизм на выбеге; • закрыть шибера по ГВТ, по необходимости; • разобрать, при необходимости, эл. схемы двигателей. 5.3. Аварийный останов. 5.3.1. Машина должна быть немедленно остановлена аварийной кнопкой или с пульта управления на ЦТЩУ-1: • при появлении стуков в машине, подшипниках, электродвигателе; • при задевании рабочего колеса за кожух; • при обрыве лопаток колеса или лопаток направляющего аппарата; • при сильной вибрации подшипников; • при нагреве подшипников дымососа до 70оС, электродвигателя до 80оС; • при потере напряжения на секции, если не произойдёт автоматического отключения электродвигателя; • при пробое с замыканием в электродвигателе; • при появлении дыма из корпуса подшипника; • при появлении искр и запаха гари из электродвигателя; • при задевании ротора электродвигателя о статор; • если человек попал под напряжение и без отключения машины он не может быть освобождён от действия напряжения; • при действии блокировок или защит. Внимание! При попадании дымососа в помпажный режим работы (вибрация газоходов, направляющих аппаратов, колебания стрелки амперметра двигателя), дымосос должен быть разгружен до пропадания явления помпажа. Если после разгрузки явления помпажного режима работы не пропадают, дымосос должен быть немедленно остановлен. При аварийном останове дымососа направляющие аппараты закрываются немедленно после его останова. 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЫМОСОСА 6.1. Эксплуатационное обслуживание дымососа осуществляется машинистом ЦТЩУ-1 котлами и машинистом-обходчиком КО КТЦ. 6.2. Машинист обслуживает дымосос с ЦТЩУ-1. Он обязан: 6.2.1. Следить за поддержанием воздушного режима работы котла, согласно режимной карте. Регулирование производительности дымососа должно осуществляться автоматически. В случае выхода автоматических регуляторов из строя регулирование выполняется дистанционно, путём изменения положения лопаток направляющих аппаратов. 6.2.2. Следить за нагрузкой ЭД дымососа, не допуская работы машин при значении силы тока выше предельных значений. 6.2.3. Следить, по показаниям КИП, за температурой подшипников ходовой части и ЭД дымососа. 6.2.4. КИП по контролю температуры подшипников дымососа типа ДН 22х2 -0,62ГМ ( 4NR 10D01) и электродвигателя приведён в таблице 1. Таблица 1 Параметр Обозначение Max. допустимая величина Прим. Дымосос Температура 4-го подшипника TIRA 4539 70оC Температура 3-го подшипника TIRA 4540 70оC Электродвигатель Температура 2-го подшипника TIRA 4541 80оC Температура 1-го подшипника TIRA 4542 80оC 6.3. Машинист-обходчик КО КТЦ обязан: 6.3.1. При приёме и сдаче смены, а также один раз в два часа должен производить обход работающих ТДМ. 6.3.2. При обходах контролировать следующие параметры: • вибрацию подшипников (на ощупь); • уровни масла в картерах подшипников; • температуру корпусов подшипников на ощупь (70оС для машин, 80оС для ЭД); • отсутствие задеваний в проточной части и посторонних шумов в подшипниках и других местах. 6.3.3. Осматривать машины, проверяя: • отсутствие посторонних предметов около машины; • наличие подтёков масла на корпусах подшипников, фундаментах и фундаментных рамах, устраняя их на ходу по мере появления; • наличие пломбы на аварийной кнопке отключения ЭД. 6.3.4. Следить за расходом и температурой охлаждающей воды. Температура воды на входе не должна превышать 25оС, на выходе 40оС. При снижении температуры наружного воздуха до 0оС, отключить подачу охлаждающей воды на подшипники, воду слить, змеевик и линию продуть сжатым воздухом. При повышении температуры до 0оС – возобновить подачу воды. 6.4. Как правило, большинство неполадок с ТДМ происходит в переходных режимах. В связи с этим при переходных режимах необходимо усиливать контроль за работой ТДМ на весь период переходного режима. 6.5. При неисправности дистанционного управления направляющими аппаратами дымососа, управление ими производить вручную по месту, координируя свои действия с ЦТЩУ-1 по рации. 6.6. При появлении заметной вибрации необходимо провести её измерение. При вибрации, превышающей допустимую, машина должна быть немедленно остановлена для устранения причин повышенной вибрации. 6.7. При повышении температуры подшипников сверх нормативного значения принять меры для её снижения: увеличение расхода охлаждающей воды, регулирование количества масла, контроль качества масла. 6.8. При нагреве корпуса электродвигателя необходимо вызвать электриков для определения причины нагрева. 6.9. Еженедельно производить внешний осмотр и проверять: • состояние всех допустимых креплений (отсутствие слабины, надёжность); • отсутствие проворота осей лопаток во втулках Н.А. (по совпадению контрольных рисок); • состояние уплотнений вала на улитке на ощупь (незначительные протечки газа допускаются); • шарнирные соединения механизма поворота закрылков Н.А. (исправность, наличие смазки). 6.10. Еженедельно производить прослушивание машины слуховой трубой (не допускается посторонний шум и задевания). 6.11. Один раз в месяц производить контрольный замер вибрации подшипниковых узлов ротора дымососа и ЭД вибрографом (не должна превышать 120 мкм при 759 об/мин). Отбор пробы масла берётся из картера корпуса подшипников. При обнаружении в масле стружки, грязи, воды доложить об этом НС КТЦ и по его указанию остановить машину, слить грязное масло, промыть систему керосином, уплотнить (при необходимости) систему охлаждения и залить свежее масло. При разливе масла засыпать место разлива песком либо протереть тканью и песок собрать в бочку для дальнейшей утилизации. Не допускается складирование загрязненного песка вместе с бытовыми отходами, не допускается попадание на почву, в канализацию или в открытые водоемы. Периодическую смену масла производить согласно п.6.13. 6.13. Порядок замены, пополнения и контроля качества масла. 6.13.1. Смазка дымососа ДН 22х2 -0,62ГМ. Место смазки Наименование смазочных материалов Способ выполнения Периодичность выполнения Прим. Подшипники ходовой части Масло индустриальное И-20А ГОСТ 20799-75 Слить отработанное масло, промыть внутреннюю полость керосином, залить свежее масло По результатам хим. анализа и после ремонта Отработанное масло сдать в установленном порядке Стаканы, оси роликов поворотных колёс Н.А. шейка вала, шарниры привода Н.А. Литол-24 ГОСТ 21150-75 Прошпринцевать через отверстия в осях или через маслёнки в стаканах При плановом ремонте ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ № пп Ф.И.О. Должность Дата ознакомления Подпись 1. Минин Серей Анатольевич начальник смены КТЦ 2. Кучеренко Павел Николаевич начальник смены КТЦ 3. Лопаков Александр Николаевич начальник смены КТЦ 4. Золоторевский Семён Израилович начальник смены КТЦ 5. Колесник Анатолий Павлович начальник смены КТЦ 6. Коваленко Евгений Георгиевич старший машинист котельного отделения 7. Рожков Владимир Васильевич старший машинист котельного отделения 8. Силин Александр Алексеевич старший машинист котельного отделения 9. Чернышёв Юрий Александрович старший машинист котельного отделения 10. Смирнов Анатолий Викторович старший машинист котельного отделения 11. Кряжев Валерий Олегович машинист-обходчик котельного оборудования 12. Самойленко Кирилл Викторович машинист-обходчик котельного оборудования 13. Тимошенков Евгений Фролович машинист-обходчик котельного оборудования 14. Волов Павел Павлович машинист-обходчик котельного оборудования 15. Буров Евгений Александрович машинист-обходчик котельного оборудования 16. Масленко Николай Георгиевич машинист ЦТЩУ котлами 17. Агафонов Игорь Владимирович машинист ЦТЩУ котлами 18. Зуненштейн Артур Абрамович машинист ЦТЩУ котлами 19. Глузд Андрей Иванович машинист ЦТЩУ котлами 20. Барсуков Александр Анатольевич машинист ЦТЩУ котлами 21. Смелов Денис Юрьевич машинист ЦТЩУ котлами 22. Таквелин Владимир Борисович машинист ЦТЩУ котлами 23. Абасов Артур Алибегович машинист ЦТЩУ котлами 24. Степанов Евгений Иванович машинист ЦТЩУ котлами 25. Шаманов Алексей Викторович машинист ЦТЩУ котлами