Эксплуатация Дутьевого Вентилятора ВДН-20 «УТВЕРЖДАЮ» Главный инженер Василеостровской ТЭЦ (ТЭЦ-7) филиала “Невский” ОАО “ТГК-1” ________________________С.Н. Марьин «26» ноября 2013 г.г. Инструкция по эксплуатации дутьевого вентилятора ВДН-20. Срок действия установлен: с «26» ноября 2013 г. по «26» ноября 2016 г. Начальник КТЦ _______________ М.Г. Писаренко Начальник ПТО _______________ Л.В. Казарцев Срок действия продлен после пересмотра: с “__”____________20___ г. по “__”____________20___ г. Главный инженер ТЭЦ-7 _______________ Начальник КТЦ _______________ Начальник ПТО _______________ Знание настоящей инструкции обязательно: 1. ИТР КТЦ КО. 2. НСС 3. НС КТЦ 4. Старший машинист КО КТЦ. 5. Машинист-обходчик КО КТЦ. 6. Машинист ЦТЩУ котлами. Инструкция хранится: 1. В ПТО. 2. В конторе КТЦ. 3. У НСС. 4. У НС КТЦ. 5. На ЦТЩУ-1. г. Санкт-Петербург 2007 г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Назначение, характеристика и краткое описание вентилятора ВДН-20 3 2. Меры безопасности 4 3. Подготовка вентилятора к пуску 4 4. Пуск вентилятора 6 5. Останов вентилятора 7 6. Техническое обслуживание вентилятора 8 . 1. НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДУТЬЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА ВДН-20 1.1. Дутьевой вентилятор, центробежный ВДН-20 (4NG10DO1) одностороннего всасывания предназначен для подачи воздуха в топку котлоагрегата работающего на уравновешенной тяге. Вентилятор расположен в котельном отделении у ряда «Г» между осями I и II. 1.2. Технические данные и характеристики дутьевого вентилятора ВДН-20: • производительность, х103 м3/час – 171,5; • полное давление, кгс/м2 – 498,0; • максимальный КПД, % - 86; • максимально-допустимая температура газов на входе, оС + 100; • диаметр крыльчатки, мм - 2000; • рабочие частоты вращения ротора, об/мин – 1000/750; • максимально допустимая частота вращения ротора, об/мин - 1000; • электродвигатель, тип АОД – 400/170 -6/8 91; • напряжение, В – 6000; • мощность электродвигателя, кВт – 400/170; • ток электродвигателя, А – 50/25. Примечание: дробью даны характеристики при второй(высшей) и первой(низшей) скоростях вращения. Направление вращения вентилятора – правое (по часовой стрелке, если смотреть со стороны электродвигателя). 1.3. Основными узлами вентилятора являются: • рабочее колесо; • ходовая часть; • всасывающий карман; • направляющий аппарат; • улитка; • привод направляющего аппарата. 1.3.1. Рабочее колесо состоит из литой стальной ступицы и сварной крыльчатки, имеющей загнутые назад объёмные лопатки. 1.3.2. Ходовая часть состоит из вала, двух шарикоподшипников и пальцевой муфты. Вал ротора вентилятора опирается на подшипники качения, заключённые в общий литой корпус. Смазка подшипников – масляная ванна. Корпус подшипников устанавливается на сварной раме. Ёмкость масляной ванны в корпусе подшипников – 40 литров. Для смазки применяется индустриальное масло марки И-20А. 1.3.3. Всасывающий карман состоит из собственно кармана с прямоугольными фланцами для присоединения к воздуховоду и воронки с круглыми фланцами для присоединения к направляющему аппарату. 1.3.4. Регулирование производительности вентилятора осуществляется при помощи направляющего аппарата осевого типа. Направляющий аппарат рассчитан на привод от электрического исполнительного механизма типа МЭО (4NG13S01). 1.3.5. Улитка вентилятора сварной конструкции из листовой и профильной стали. Для выема ротора имеет съёмную часть. 1.3.6. Привод вентилятора осуществляется от электродвигателя, который соединяется с валом ходовой части вентилятора при помощи упругой втулочно-пальцевой муфты. 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1. При обслуживании дутьевого вентилятора ВДН-20 и его ремонте необходимо соблюдать все требования “Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электрических станций и тепловых сетей”. В части требованиям к помещениям и рабочим местам (раздел 2,1). К персоналу и спец. одежде - (1,2), обслуживания оборудования – (2,3), а также в части требований к допуску и выводу в ремонт вращающихся механизмов (2,10). 2.2. Обслуживающему персоналу категорически запрещается: • пуск и обслуживание вентилятора без ограждений полумуфт, а также уборку вблизи открытых полумуфт или с плохо закреплёнными ограждениями; • снимать и устанавливать ограждение вала и муфты на работающем вентиляторе; • снимать заземление с электродвигателя независимо от того, работает он или нет, за исключением вывода в ремонт и отсоединения питающего кабеля; • проверять руками вращение механизма; • производить на работающем механизме ремонтные работы; • допускать лиц не имеющих право обслуживания вентилятора и нахождение их на площадках обслуживания механизма. 2.3. Открытие лазов, люков и доступ ремонтного персонала в проточную часть машин разрешается только на выведенном в ремонт оборудовании при наличии оформленного наряда-допуска. 3. ПОДГОТОВКА ВЕНТИЛЯТОРА К ПУСКУ 3.1. Объём подготовительных работ определяется в зависимости от исходного состояния вентилятора. Рассматриваются три варианта пуска: после ремонта, после длительного простоя и после кратковременного простоя. 3.2. При проведении пуска после ремонта необходимо: 3.2.1. Начальнику котлотурбинного цеха назначить ответственного за осмотр вентилятора в процессе ремонта и перед пуском и пуск после ремонта. 3.2.2. Убедиться в соответствии технического состояния и комплектности вентилятора требованиям нормативно-технической документации на ремонт. Особо следует обратить внимание на устранение износа лопаток, дисков, брони, кожуха машины, надёжность крепления лопаток, дисков, отсутствие непроваров, значения нормируемых зазоров и биений, исправность места прохода вала через кожух, лёгкость хода, синхронность поворота лопаток и соответствие указателей положения лопаток и регулирующего устройства, лёгкость хода колеса, центровку валов вентилятора и электродвигателя, исправность заземления вентилятора и электродвигателя, лёгкость хода и плотность всех шиберов по тракту, отсутствие посторонних предметов в вентиляторе, тракте и около машины. 3.2.3. В случае, если проводился ремонт электродвигателя, и пуске после отключения питающего кабеля от электродвигателя, необходимо проверить направление вращения двигателя. Муфта между двигателем и механизмом должна быть разобрана. До соединения полумуфт проверить безотказность его включения и переключения с одной скорости на другую, выключения ключом управления и аварийной кнопкой в испытательном положении, собрать электрическую схему, проверить работу электродвигателя на обеих частотах, вращения, разобрать электрическую схему. 3.2.4. Перед пуском необходимо проверить окончание всех работ на вентиляторе. Ремонтный персонал обязан сделать в оперативном журнале запись об окончании работ и разрешение на пуск вентилятора. 3.2.5. Произвести внешний осмотр вентилятора, при этом проверяется следующее: • наличие масла в подшипниках вентилятора; • исправность направляющего аппарата вентилятора; • исправность освещения на площадках обслуживания вентилятора; • наличие заземления электродвигателя; • наличие ограждений полумуфт электродвигателя и вентилятора; • отсутствие людей в топке, газоходах и воздуховодах котлоагрегата; • закрытие люков и лазов на воздуховодах и механизмах; • отсутствие ремонтных заслонок на напоре и всасе вентилятора; • затяжку всего крепежа на механизмах; • подключение всех приборов КИП и исправность связи с ЦТЩУ-1. Выявленные в результате осмотра неисправности должны быть устранены. О результатах осмотра машинист-обходчик КО КТЦ обязан сообщить на ЦТЩУ-1. 3.2.6. После внешнего осмотра произвести дистанционно с контролем по месту прокрутку направляющего аппарата вентилятора, при этом контролировать следующее: • лёгкость хода; • отсутствие задеваний; • соответствие степени открытия направляющего аппарата указателю положения на ЦТЩУ-1; • проверить соответствие угла открытия направляющего аппарата вентилятора указателю положения закрылков на корпусе вентилятора. 3.2.7. Убедиться в готовности системы смазки, проверить уровень масла в корпусах подшипников. 3.2.8. Собрать эл. схему двигателя вентилятора в испытательное положение и провести опробование технологических защит и блокировок вентилятора после простоя оборудования более 3 суток. 3.2.9. Включить схему охлаждения на корпус подшипников вентилятора, убедиться в постоянстве уровня масла (отсутствие попадания воды в масло). 3.2.10. Все замечания, выявившиеся в процессе проверок должны быть устранены. Вентилятор считается подготовленным к пуску лишь после оформления акта приёмки. 3.2.11. Доложить начальнику смены КТЦ о готовности к пуску и получить разрешение начальника КТЦ на пуск дутьевого вентилятора. 3.2.12. Собрать электрическую схему электродвигателя вентилятора в рабочее положение. 3.3. При проведении пуска после длительного простоя* необходимо: 3.3.1. Получить разрешение на пуск от начальника смены. 3.3.2. Убедиться в отсутствии посторонних предметов в вентиляторе и прилегающих участках тракта и около машины, убедиться в отсутствии людей в вентиляторе и по тракту, полностью закрыть направляющие аппараты, закрыть все люки в машине и по тракту. 3.3.3. Убедиться в готовности системы смазки, включить систему охлаждения масла, доложить начальнику смены о готовности дымососа к пуску. 3.4. После кратковременного простоя, связанного с выводом котла в резерв, машина должна быть постоянно готова к немедленному пуску без проведения каких-либо предпусковых операций. Обслуживание резервной машины при этом осуществляется в том же объёме, что и работающей. * Под длительным простоем следует понимать простой машин вследствие вывода котла в ремонт, при котором вскрываются люки и лазы, простой для осмотра машины без ремонта с вскрытием или без вскрытия машины, но без разборки ходовой части. При длительном простое машина не считается в резерве и не готова к немедленному пуску. 4. ПУСК ВЕНТИЛЯТОРА 4.1. Пуск вентилятора после ремонта производится с разрешения начальника КТЦ, после оформления акта приёмки, после простоя – с разрешения начальника смены, во всех случаях о произведённой операции необходимо произвести запись в эксплуатационных документах. 4.2. Непосредственно перед пуском проверить полную готовность оборудования согласно п. 3.2.1. – 3.2.9. 4.3. При включении вентилятора, которое выполняет с пульта управления машинист ЦТЩУ котлами, у вентилятора должен находиться машинист-обходчик КО КТЦ. 4.1.3. Пуск дымососа должен быть проведён на первой (меньшей) частоте вращения ротора, равной 750 об/мин. 4.1.4. Проверить установку направляющего аппарата вентилятора, который должен быть в положении “закрыто”. 4.1.5. Запустить электродвигатель с пульта управления ЦТЩУ-1. 4.1.6. При пуске вентилятора проверить его загрузку по амперметру и соответствия направления вращения ротора показанию указателя направления вращения (вращение правое, т.е. по часовой стрелке, если смотреть со стороны двигателя). 4.1.7. Электродвигатель вентилятора разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего – 1 раз. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя (30-60 мин). 4.1.8. Сразу после пуска машинист-обходчик должен убедиться в нормальной работе вентилятора: отсутствие ощутимой вибрации, стука, задеваний, течей масла, ощутимого (выше 70оС) нагрева подшипников машины и корпуса электродвигателя. 4.1.9. После доклада машиниста-обходчика о нормальной работе вентилятора машинист ЦТЩУ котлами дистанционно нагружает её, открывая направляющий аппарат. Машинист-обходчик продолжает наблюдение за работой вентилятора до окончания этой операции. 4.1.10. Запрещается: • пуск вентилятора при открытых направляющих аппаратах; • пуск и работа вентилятора при уровне масла в подшипниках ниже нижней отметки на маслоуказателе. 4.1.11. После пуска вентилятора и достижения им полной скорости вращения проверить с помощью переносного вибрографа величину вибрации подшипников, которая не должна превышать 100 мкм при частоте вращения 1000 об/мин. 4.1.12. При необходимости быстрого перехода на вторую скорость, дымосос сначала включается на первую скорость (750 об/мин), затем делается выдержка до стабилизации тока электродвигателя на первой скорости, после чего машина переключается на вторую скорость (1000 об/мин). 4.1.13. Переход с первой скорости на вторую и обратный переход осуществляется при минимально возможном расходе, значение которого определяется во время наладки. 5. ОСТАНОВ ВЕНТИЛЯТОРА 5.1. Остановы вентилятора делятся на плановые (нормальные) и аварийные. Останов вентилятора при нормальных условиях производится дистанционно машинистом ЦТЩУ котлами с пульта управления или по месту, машинистом-обходчиком КО КТЦ по распоряжению старшего машиниста КО КТЦ. 5.2. Плановый останов. При плановом останове производится останов всех ТДМ котла. При плановом останове вентилятора производятся следующие действия: • разгрузить механизм до минимальной производительности (закрыть направляющий аппарат до “0” по УП на пульте ЦТЩУ-1); • отключить электродвигатель. При останове всех ТДМ сначала отключить ДРГ (ВГДН-17Б), затем вентилятор (ВДН-20) и дымосос (ДН 22х2 -0,62ГМ); • прослушать механизм на выбеге; • закрыть шибера по ГВТ, по необходимости; • разобрать, при необходимости, эл. схемы двигателей. 5.3. Аварийный останов. 5.3.1. Машина должна быть немедленно остановлена аварийной кнопкой или с пульта управления на ЦТЩУ-1: • при появлении стуков в машине, подшипниках, электродвигателе; • при задевании рабочего колеса за кожух; • при обрыве лопаток колеса или лопаток направляющего аппарата; • при сильной вибрации подшипников; • при нагреве подшипников вентилятора до 70оС, электродвигателя до 80оС; • при потере напряжения на секции, если не произойдёт автоматического отключения электродвигателя; • при пробое с замыканием в электродвигателе; • при появлении дыма из корпуса подшипника; • при появлении искр и запаха гари из электродвигателя; • при задевании ротора электродвигателя о статор; • если человек попал под напряжение и без отключения машины он не может быть освобождён от действия напряжения; • при действии блокировок или защит. 5.3.2. При аварийном останове вентилятора направляющие аппараты закрываются немедленно после его останова. 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕНТИЛЯТОРА 6.1. Эксплуатационное обслуживание вентилятора осуществляется машинистом ЦТЩУ котлами и машинистом-обходчиком КО КТЦ. 6.2. Машинист ЦТЩУ котлами обслуживает вентилятор с ЦТЩУ-1. Он обязан: 6.2.1. Следить за поддержанием воздушного режима работы котла, согласно режимной карте. Регулирование производительности вентилятора должно осуществляться автоматически. В случае выхода автоматических регуляторов из строя регулирование выполняется дистанционно, путём изменения положения лопаток направляющего аппарата. 6.2.2. Следить за нагрузкой ЭД вентилятора, не допуская работы машин при значении силы тока выше предельных значений. 6.2.3. Следить, по показаниям КИП, за температурой подшипников ходовой части и ЭД вентилятора. 6.2.4. КИП по контролю температуры подшипников дутьевого вентилятора типа ВДН-20( 4NG 10D01) и электродвигателя приведён в таблице 1. Таблица 1 Параметр Обозначение Max. допустимая величина Прим. Дутьевой вентилятор Температура 4-го подшипника TIRA 4419 70оC Температура 3-го подшипника TIRA 4420 70оC Электродвигатель Температура 2-го подшипника TIRA 4440 80оC Температура 1-го подшипника TIRA 4421 80оC 6.3. Машинист-обходчик КО КТЦ обязан: 6.3.1. При приёме и сдаче смены, а также один раз в два часа производить обход работающих ТДМ. 6.3.2. При обходах контролировать следующие параметры: • вибрацию подшипников (на ощупь); • уровни масла в картерах подшипников; • температуру корпусов подшипников на ощупь (70оС для машин, 80оС для ЭД); • отсутствие задеваний в проточной части и посторонних шумов в подшипниках и других местах. 6.3.3. Осматривать машины, проверяя: • отсутствие посторонних предметов около машины; • наличие подтёков масла на корпусах подшипников, фундаментах и фундаментных рамах, устраняя их на ходу по мере появления; • наличие пломбы на аварийной кнопке отключения ЭД. 6.3.4. Следить за расходом и температурой охлаждающей воды. Температура воды на входе не должна превышать 25оС, на выходе 40оС. При снижении температуры наружного воздуха до 0оС, отключить подачу охлаждающей воды на подшипнике, воду слить, змеевик и линию продуть сжатым воздухом. При повышении температуры выше 0оС – возобновить подачу воды. 6.4. Как правило, большинство неполадок с ТДМ происходит в переходных режимах. В связи с этим при переходных режимах необходимо усиливать контроль за работой ТДМ на весь период переходного режима. 6.5. При неисправности дистанционного управления направляющим аппаратом вентилятора управление им производить вручную по месту, координируя свои действия с ЦТЩУ-1 по рации. 6.6. При появлении заметной вибрации необходимо провести её измерение. При вибрации, превышающей допустимую, машина должна быть немедленно остановлена для устранения причин повышенной вибрации. 6.7. При повышении температуры подшипников сверх нормативного значения принять меры для её снижения: увеличение расхода охлаждающей воды, регулирование количества масла, контроль качества масла. 6.8. При нагреве корпуса электродвигателя необходимо вызвать электриков для определения причины нагрева. 6.9. Еженедельно производить внешний осмотр и проверять: • состояние всех допустимых креплений (отсутствие слабины, надёжность); • отсутствие проворота осей лопаток во втулках Н.А. (по совпадению контрольных рисок); • состояние уплотнений вала на улитке на ощупь (незначительные протечки допускаются); • шарнирные соединения механизма поворота закрылков Н.А. (исправность, наличие смазки). 6.10. Еженедельно производить прослушивание машины слуховой трубой (не допускается посторонний шум и задевания). 6.11. Один раз в месяц производить контрольный замер вибрации подшипниковых узлов ротора вентилятора и ЭД вибрографом (не должна превышать 100 мкм при 1000 об/мин). Отбор пробы масла берётся из картера корпуса подшипников. При обнаружении в масле стружки, грязи, воды доложить об этом НС КТЦ и по его указанию остановить машину, слить грязное масло, промыть систему керосином, уплотнить (при необходимости) систему охлаждения и залить свежее масло. Периодическую смену масла производить один раз в квартал. Отработанное масло, подлежащее утилизации, необходимо слить в герметичную тару. Промасленная ветошь собирается в бочки для дальнейшей утилизации. Не допускается складирование отработанного масла и промасленной ветоши вместе с бытовыми отходами, не допускается попадание на почву, в канализацию или в открытые водоемы, не допускается сжигание ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ № пп Ф.И.О. Должность Дата ознакомления Подпись 1. Минин Серей Анатольевич начальник смены КТЦ 2. Кучеренко Павел Николаевич начальник смены КТЦ 3. Лопаков Александр Николаевич начальник смены КТЦ 4. Золоторевский Семён Израилович начальник смены КТЦ 5. Колесник Анатолий Павлович начальник смены КТЦ 6. Коваленко Евгений Георгиевич старший машинист котельного отделения 7. Рожков Владимир Васильевич старший машинист котельного отделения 8. Силин Александр Алексеевич старший машинист котельного отделения 9. Чернышёв Юрий Александрович старший машинист котельного отделения 10. Смирнов Анатолий Викторович старший машинист котельного отделения 11. Кряжев Валерий Олегович машинист-обходчик котельного оборудования 12. Самойленко Кирилл Викторович машинист-обходчик котельного оборудования 13. Тимошенков Евгений Фролович машинист-обходчик котельного оборудования 14. Волов Павел Павлович машинист-обходчик котельного оборудования 15. Буров Евгений Александрович машинист-обходчик котельного оборудования 16. Масленко Николай Георгиевич машинист ЦТЩУ котлами 17. Агафонов Игорь Владимирович машинист ЦТЩУ котлами 18. Зуненштейн Артур Абрамович машинист ЦТЩУ котлами 19. Глузд Андрей Иванович машинист ЦТЩУ котлами 20. Барсуков Александр Анатольевич машинист ЦТЩУ котлами 21. Смелов Денис Юрьевич машинист ЦТЩУ котлами 22. Таквелин Владимир Борисович машинист ЦТЩУ котлами 23. Абасов Артур Алибегович машинист ЦТЩУ котлами 24. Степанов Евгений Иванович машинист ЦТЩУ котлами 25. Шаманов Алексей Викторович машинист ЦТЩУ котлами