Эксплуатация РВП БКЗ-160-100-540 ГМ УТВЕРЖДАЮ Главный инженер Василеостровской ТЭЦ Филиала «Невский» ОАО «ТГК-1» Е.М. Красоткин 11 мая 2013г. Производственная инструкция по эксплуатации регенеративных вращающихся воздухоподогревателей котлов БКЗ-160-100-540 ГМ Срок действия продлен после пересмотра: с 11 мая 2013 г. по 11 мая 2016 г. Главный инженер Василеостровской ТЭЦ Е.М.Красоткин Начальник ПТО Л.В. Казарцев Начальник КТЦ М.Г. Писаренко Знание настоящей инструкции обязательно: 1. ИТР КТЦ, 2. Старшему машинисту КО КТЦ, 3. Машинисту-обходчику КО КТЦ, 4. Машинисту ЦТЩУ котлами. Инструкция хранится: 1. На ЦТЩУ-2, 2. У НСС, 3. В ПТО, 4. У НС КТЦ, 5. В конторе КТЦ. СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГЕНЕРАТИВНОГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЯ. 3 2.ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕГЕНЕРАТИВНЫХ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЕЙ 4 3.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ РВП 8 1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГЕНЕРАТИВНОГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЯ. 1.1. Регенеративный вращающийся воздухоподогреватель (РВП) состоит из следующих узлов: ротора, пакетов с листовой аккумулирующей набивкой, вала ротора, опор ротора, уплотнений, корпуса с крышками, привода, трубопроводов обмывки и обдувки. Ротор разделен радиальными перегородками на 18 секторов. Каждый сектор разделен на высоте на два отсека: верхний и нижний, в которые укладываются пакеты с нагревательными аккумулирующими листами. Обечайка ротора выполнена сваркой из листовой стали толщиной 8 мм. В верхней и нижней частях ротора крепятся радиальные и окружные уплотнения. По образующим обечайкам ротора приварены дополнительные уплотнения. Аккумулирующие пакеты со стороны входа холодного воздуха и выхода охлажденных газов образуют «холодную» часть воздухоподогревателя, а со стороны входа газов и выхода горячего воздуха образуют «горячую» часть. Ротор висит на упорном подшипнике, воспринимающем всю весовую нагрузку. Верхняя опора допускает самоустановку, для чего вал опирается на подшипник через шаровую пяту. Нижний конец вала ротора вращается в нижней опоре, которая является направляющей. Корпус подшипника нижней опоры и редуктор верхней опоры охлаждается водой. Подшипники верхней и нижней опор работают в масляной ванне. Вал ротора вращается электромотором через два редуктора с передаточными числами. Для смазки подшипников и редукторов применяется турбинное или веретенное масло. 1.2. Для ремонта и замены подшипниковой опоры предусмотрено четырехрычажное устройство подъема ротора с валом. На котлах №№ 6 и 7 роторы РВП вывешиваются для ремонта с помощью специальных масляных домкратов грузоподъемностью 100 т. Над ротором воздухоподогревателя в воздушном патрубке установлено стационарное промывочное устройство. Над и под ротором воздухоподогревателя в воздушном патрубке установлено обдувочное устройство. В газоходе перед воздухоподогревателем установлено устройство паротушения. Над ротором в газовый и воздушный патрубки введен пожарный трубопровод. В газовом патрубке установлен лючок для наблюдения за внутренним состоянием воздухоподогревателя. 1.3. Характеристика воздухоподогревателя. Наименование Размерность Величина К- 5-:-8 К-9 Диаметр ротора мм 3650 5400 Высота ротора мм 2050 2250 Поверхность нагрева воздухоподогревателя (одного) м2 6230 12814 Число оборотов ротора Об/мин 4 2 Мощность ротора Квт 7 7,5 Число оборотов мотора Об/мин 730 730 2.ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕГЕНЕРАТИВНЫХ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЕЙ 2.1. Осмотр. подготовка к пуску и пуск Перед пуском воздухоподогревателя в работу необходимо: 2.1.1. Произвести наружный осмотр воздухоподогревателя, редукторов, убедиться в отсутствии в воздухоподогревателе посторонних предметов, проверить закрытие люков и лазов, наличие и исправность ограждений муфт. 2.1.2. Открыть вентили на линиях подвода охлаждающей воды к редуктору и нижнему подшипнику и убедиться в нормальном поступлении воды. 2.1.3. Проверить, что рычаги подъема ротора сняты и отверстия в корпусе воздухоподогревателя закрыты. 2.1.4. По масломерным стеклам и щупам проверить наличие и достаточность масла в редукторах и нижнем подшипнике. 2.1.5. Проверить наличие давления пара в трубопроводах паротушения и воды в пожарном трубопроводе. 2.1.6. Отрыть шибера в газо и воздуховодах до и после воздухоподогре-вателей. 2.1.7. Проверить наличие заземления электродвигателя и собрать электрическую схему привода воздухоподогревателя. 2.1.8. Включить в работу поочередно роторы воздухоподогревателя. 2.1.9. Тщательно осмотреть и прослушать воздухоподогреватели, чтобы убедиться в отсутствии жестких задеваний вращающихся частей о неподвижные, стуков и вибрации подшипников, редукторов, отсутствии чрезмерного нагрева корпусов подшипников, редукторов электродвигателя (выше 70С). При нормальной работе всех узлов оставить воздухоподогреватели в работе. Примечание: Перед включением воздухоподогревателя после ремонта или после отключения концов кабеля у электродвигателя необходимо вначале произвести кратковременное включение электродвигателя для проверки правильности вращения ротора и отсутствия заклинивания и каких-либо ненормальностей в механизме. Ротор должен вращаться против часов стрелки, если смотреть сверху со стороны электродвигателя. 2.2. Обслуживание воздухоподогревателя при нормальной работе. 2.2.1. В целях своевременного предупреждения возможных неисправностей необходимо осуществлять надзор за работой воздухоподогревателя и о всех замеченных отклонениях от нормальной работы докладывать начальнику смены КТЦ 2.2.2. Для обеспечения нормальной работы персоналу следует: а) контролировать температуру подшипников РВП • При нормальной работе установившаяся температура должна быть не более 300С выше температуры окружающей среды; • Предельно-допустимая температура не более 700С б) следить за нормальным поступлением охлаждающей воды; в) следить за уровнем масла в редукторах и нижнем подшипнике и добавлять его по мере необходимости; г) ежесменно выполнять проверку отсутствия подтекания смазки из опор визуальным осмотром. д) регулярно осуществлять контроль за температурой уходящих газов и горячего воздуха (резкое повышение этой температуры на 20-300С свидетельствует о загорании отложений) е) следить по приборам: • За показаниями амперметра (не допуская перегрузки электродвигателя) • За показаниями разницы температур на входе в РВП и воздуха на выходе из него. Согласно СРД 1998г. п. 1.5.11. на котлах ст. №№ 5-:-9 организована автоматическая сигнализация по разности температур газов на входе в РВП и воздуха на выходе из него для контроля загорания отложений (техническое решение об организации сигнализации загорания отложений в РВП котлов № 5-:-9 от 24.02.04г.). Уставка срабатывания сигнализации, выведенной на табло предупредительной сигнализации котла как «Загорание в РВП котла №…», определена равной 250С (для котла ст. № К-9 уставка сигнализации - 30°С) • за сопротивлением воздухоподогревателей по газовой и воздушной сторонам) ж) при работе котла на мазуте ежесменно осматривать через лючок внутреннее состояние воздухоподогревателя, а при растопке котла на мазуте – через один час. Внутренний осмотр воздухоподогревателя нужен для определения отсутствия или наличия загораний отложений мазута или сажи; з)при работе на мазуте температуру воздуха на входе в воздухоподогреватель держать не ниже 70С. Это достигается включением паровых калориферов и рециркуляции горячего воздуха; и)ежесменно проверять наличие уровня масла, залитого в редуктор, до уровня контрольной пробки (для РВП котла ст.№9); к) регулировать хорошее распыливание мазута форсунками проведенными и протарированными на водяном стенде при давлении 35 ати. Выдерживать в норме температуру, давление мазута перед форсунками и его качественную фильтрацию. 2.2.3. Промывку воздухоподогревателя производить горячей водой теплосети в течение 2 часов. Промывку можно проводить как на остановленном, так и на работающем котле. При промывке на работающем котле воздухоподогреватель отключить шиберами по газо- и воздуховодам. При этом снизить нагрузку котла. При необходимости открыть байпас газохода на стороне работающего воздухоподогревателя. Температура газов перед дымососом не должна быть выше 200С Для стока промышленных вод снять заглушки под газо- и воздуховодами воздухоподогревателя. После промывки заглушки поставить на место. После окончания промывки воздухоподогревателя открыть шибера воздуховода и в течение 30 мин. просушить набивку ротора. По окончании сушки восстановить нормальный режим работы воздухоподогревателя. 2.2.4. Останов воздухоподогревателя: а) останов РВП производить только после снижения температуры газов перед РВП до 1400С; б) выключить приборы, показывающие и регистрирующие температуру воздуха и газа перед РВП и за ним, не ранее чем через 24 часа после останова котла; в) перед остановом котла после работы на мазуте производить обмывку набивки РВП. 2.2.5. Аварийный останов воздухоподогревателя Ротор воздухоподогревателя должен быть немедленно остановлен: а) при появлении сильной вибрации или стуков в роторе или редукторе, а также задеваний ротора в корпусе, угрожающих целости воздухоподогревателя; б) при повышении температуры редукторов или корпусов подшипников выше 70С с продолжающимся ростом температуры. При всех остановах ротора воздухоподогревателя на работающем котле следует отключать ротор по газовой стороне. Если из-за неисправности шиберов воздухоподогреватель не отключить, то необходимо понизить температуру газов перед ним до 140С, для чего открыть присадку холодного воздуха через лаз. Если температуру газов не снизить , то во избежание коробления ротора периодически проворачивать его (примерно через 10 мин.) на 180 пока температура газов снизиться до 140С в) при появлении вибрации, стуков, заеданий следует установить постоянное наблюдение за работой воздухоподогревателей и подготовиться к устранению неполадок. 2.2.6. Предупреждение и тушение пожаров в воздухоподогревателе. Опасность пожара в воздухоподогревателе при сжигании газа может возникнуть при работе с химнедожогом. Это может быть: а) во время растопки котла; б) при останове котла; в) при неполадках в работе котельного оборудования (остановка дымососа или вентилятора, или ротора воздухоподогревателя, плохая работа автоматики горения); г) при сжигании газа с недостатком воздуха; д) при переводе котла на сжигание мазута; Для предупреждения пожара внимательно следить и регулировать полное сжигание газа. 2.2.7. При сжигании мазута опасность возникновения пожара существует все время и во всех случаях. Опасность пожара тем больше, чем сильнее загрязнение воздухоподогревателя продуктами неполного сгорания мазута. Поэтому основным мероприятием для предотвращения пожаров является предупреждение загрязненности поверхностей нагрева воздухоподогревателя продуктами неполного сгорания мазута. Для этого следует выполнять следующее: а) максимальное улучшить процесс сжигания мазута, не допуская химнедожога; б) контролировать качество работы каждой форсунки в отдельности; при плохом распыливании немедленно отключить форсунку, заменить ее резервной или почистить; в) при растопке котла и наборе нагрузки после включения котла на паропровод, воздухоподогреватель отключать по газовому тракту. г) давление мазута перед форсунками должно быть не ниже 30 ати; д) температура мазута перед форсунками должна выдерживаться согласно предписания инструкции по обслуживанию котла; 2.2.8. Чтобы предупредить или своевременно обнаружить загорание в воздухоподогревателе необходимо: а) тщательно следить за температурой уходящих газов; б) при сжигании мазута один раз в смену осматривать через лючок внутреннее состояние воздухоподогревателя; при растопке на мазуте осматривать один раз в час. Если будут обнаружены внутри воздухоподогреватели скопления продуктов неполного сгорания, то срочно промыть это воздухоподогреватель; в) следить за внешним состоянием воздухоподогревателя, выбивание дыма или пламени из лючков и щелей сигнализирует и загорании внутри воздухоподогревателя. 2.2.9. Масло, разлитое возле редукторов и подшипников воздухоподогревателя, попадая на горячий корпус и коробов, воспламеняется, вызывая пожар. Пожар этот ликвидируется при помощи пенных огнетушителей. Для предупреждения такого пожара необходимы следующие меры: А) не разливать масло у воздухоподогревателя; Б) при обнаружении течи у масла у механизмов воздухоподогревателя немедленно устранять ее; В) разлитое масло немедленно убирать и вытереть насухо; промасленные отходы собрать в бочки для дальнейшей утилизации. Не допускается складирование отходов, содержащих масло, вместе с бытовыми отходами, не допускается попадание на почву, в канализацию или в открытые водоемы, не допускается сжигание; Г) если разлитым маслом пропитается тепловая изоляция под редукторами воздухоподогревателя, то немедленно убрать эту изоляцию. 2.2.10.Загорание продуктов неполного сгорания внутри воздухоподогревателя имеет следующие признаки: а) резко возрастает температура уходящих газов; б) выбивает дым и пламя из лючков и щелей в) повышается температура или даже накаляется до свечения обшивки корпуса и коробов воздухоподогревателя 2.2.11.Ликвидация аварии: а) аварийно остановить котел, погасить топку, выключить дутьевые вентиляторы и дымососы, закрыть их направляющие аппараты; б) вызвать пожарную команду; в) плотно закрыть шибера до и после воздухоподогревателя по газовому и воздушному тракту; г) включить систему средств пожаротушения, подав максимальное количество воды от пожарной магистрали, проверить на линии отвода воды из-под РВП открытие запирающих устройств хлопушек; дополнительно воду можно подавать из системы обмывки РВП; д) внимательно следить за температурой газов в области воздухоподогревателя и экономайзера; проверить плотность закрытия всех гляделок и лазов; е) ротор РВП не останавливать до полной ликвидации пожара. В случае самовольного или вынужденного останова электродвигателя ротор РВП проворачивать вручную; ж) после прекращения пожара провентилировать топку и газоходы с помощью дымососа, очистить газоходы и хвостовые поверхности нагрева от сажи и несгораемого топлива, и если котел не получил серьезных повреждений, подготовить его к пуску; з) вызвать начальника цеха или его заместителя; и) регенеративный воздухоподогреватель является элементом котлоагрегата, поэтому обслуживает его машинист ЦТЩУ котлов под руководством старшего машиниста котельного отделения КТЦ. 3.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ РВП 3.1.Техника безопасности при обслуживании РВП: 3.1.1. Пуск и даже кратковременная работа без предохранительных кожухов муфт запрещается. 3.1.2. Запрещается становиться на предохранительные кожуха муфт РВП. 3.1.3. Во избежание выбрасывания горячих газов и воздуха гляделки, лючки и крышки лазов должны быть плотно закрыты. 3.1.4. Запрещается длительно находиться вблизи люков, лазов и гляделок РВП и газоходов, если это не вызвано необходимостью обслуживания РВП. 3.1.5. Персонал, обслуживающий РВП, должен иметь спецодежду и обувь, исключающие получение ожогов. 3.1.6.Спецодежда персонала не должна иметь развевающихся частей, которые могут быть захвачены вращающимися механизмами. Засучивать рукава спецодежды запрещается. Волосы должны быть закрыты. 3.1.7. Содержать в чистоте оборудование и не разрешать производства сварочных и других огневых работ во избежание образования пожара. 3.1.8. Следить за наличием заземления электромоторов с хорошим качеством изоляции кабелей. При обнаружении нарушений изоляции и заземления немедленно сообщить начальнику смены электроцеха. 3.2. Техника безопасности при ремонте РВП. 3.2.1. Производство ремонтных работ на не остановленных РВП запрещается. 3.2.2. Перед производством ремонтных работ внутри газоходов и РВП должны быть приняты следующие меры безопасности: а) стравить давление пара в барабане котла до нуля и открыть воздушники; б) установить заглушку на газопроводе котла за задвижкой № 161г; в) взять анализ воздуха из топки и газоходов, убедиться в отсутствии газа; г) разобрать электросхему дымососов и вентиляторов; д) разобрать электросхему, заземлить кабели эл. двигателей; е) закрыть 1вт-:-4вт; 6вт-:-9вт; 1пт-:-4пт; 148 и замкнуть на цепь вентили:41м-:-43м; 69м-:-71м;, а вентили воздушников и дренажа замкнуть на цепь в открытом положении; 3.2.3. Ремонт и осмотр, очистка РВП и газоходов каждый раз должны производиться после соответствующего инструктажа на рабочем месте перед началом работ при постоянном наблюдении ответственного лица. 3.2.4. Запрещается проведение одновременных работ на разных высотах без применения предохранительных средств, исключающих падение инструмента, металла и т.п. 3.2.5. Работая в РВП, газоходах иметь наблюдающего, не связанного другими работами. 3.2.6. При проведении ремонтных работ внутри газоходов и РВП применять переносное освещение напряжением 12в. 3.2.7. Снятые во время ремонта предохранительные кожухи муфт по окончании ремонта должны быть установлены и закреплены на своих местах до подачи напряжения на электродвигатель РВП. Начальник ПТО Л.В. Казарцев Начальник КТЦ М.Г. Писаренко