Эксплуатация Трубопроводов Пара и Горячей Воды КО КТЦ «УТВЕРЖДАЮ» Главный инженер Василеостровской ТЭЦ (ТЭЦ-7) филиала «Невский» ОАО «ТГК-1» ______________________С.Н. Марьин «14» февраля 2015 г. ИНСТРУКЦИЯ по эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды котельного отделения КТЦ Срок действия установлен: с «14» февраля 2015 г. по «14» февраля 2018 г. Начальник ПТО Л.В. Казарцев Начальник КТЦ М.Г. Писаренко Срок действия продлен после пересмотра: с «_____»_________________20____г. по «____»_________________20____г. Главный инженер С.Н. Марьин Начальник ПТО Л.В. Казарцев Начальник КТЦ М.Г. Писаренко Знание настоящей инструкции обязательно: 1.ИТР КТЦ 2.Старший машинист КО КТЦ 3.Машинист-обходчик КО КТЦ 4.Машинист ЦТЩУ 5.НС КТЦ 6.НСС Инструкция хранится: 1.В ПТО 2.У НСС. 3.У НС КТЦ 4.В конторе КО КТЦ 5.На ЦТЩУ котлами. ОГЛАВЛЕНИЕ. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 2 2 подготовка к пуску. 3 3 ПУСК ТРУБОПРОВОДОВ В РАБОТУ. 4 4 ОТКЛЮЧЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ. 5 5 аварийные отключения трубопроводов. 5 6 Обслуживание трубопроводов в условиях эксплуатации 6 7 вывод трубопроводов в ремонт. меры безопасности. 8 8 лист ознакомления 11 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1.Инструкция распространяется на трубопроводы, транспортирующие пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячую воду с температурой более 1150С. 1.2.Настоящая инструкция обязательна для оперативного персонала и работников, выполняющих контроль за монтажом, наладкой, приемкой и эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды 1.3.Все трубопроводы делятся на четыре категории . 1.4.Категория трубопровода определяется по рабочим параметрам среды и относится ко всему трубопроводу, независимо от его протяженности (при отсутствии на нем устройств, изменяющих эти параметры). 1.5.Трубопроводы котельного отделения КТЦ подразделяются: 1 категория : -трубопроводы перегретого пара с давлением более 80 кгс/см2 (паропроводы острого пара котлов БКЗ-160-100 ГМ ст. № 5-:-9, растопочный паропровод) -трубопроводы горячей воды с давлением более 80 кгс/см2 и температурой свыше 1150С (трубопроводы питательной воды к котлам БКЗ-160-100ГМ ст. № 5-:-9. 1У категория : -трубопроводы пара 8-:-13 ати и температурой до 250 0С в пределах КО КТЦ. 1.6.Трубопроводы пара и горячей воды окрашиваются по всей длине в зависимости от теплоносителя, помимо этого на них наносятся цветные кольца. Примечание: При покрытии поверхности изоляции трубопровода металлической облицовкой, окраска обшивки по всей длине не производится . В этом случае, в зависимости от транспортируемой среды, наносятся условные обозначения и кольца. Теплоноситель Условные обозначения Цвет окраски Основной Кольца Перегретый пар (от 40 до 140 кг/см2) ПП в.д. Красный черный Перегретый пар (до 40 кг/см2) ПП с.д. Красный Без колец Питательная вода В.П. Зеленый Без колец Техническая вода В.Т. Черный Без колец Пожарный водопровод В.Пож. Оранжевый Без колец 1.7.На каждый трубопровод после его регистрации в специальные таблички форматом не менее 400х300 мм должны быть внесены следующие данные: а)регистрационный номер; б)разрешенное давление; в)температура среды; г)дата (месяц и год) следующего наружного осмотра Примечание: На трубопроводах с наружным диаметром менее 150 мм надписи наносятся на специальных табличках, прикрепляемых на трубопроводах (над ними и под ними) 2 подготовка к пуску. 2.1.Разрешение на пуск и работу после ремонта или вновь смонтированных трубопроводов выдается лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов на основании проверки соответствия трубопроводов документации и готовность их к пуску и оформляется записью в основном журнале. 2.2.До ввода в эксплуатацию, в схемы и инструкции по эксплуатации трубопроводов, должны быть внесены все изменения и дополнения, связанные с ремонтом или вновь смонтированных трубопроводов, Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие трубопроводов обязано произвести инструктаж дежурного персонала по всем изменениям и дополнениям схем и инструкций, связанных с ремонтом или вводом в эксплуатацию вновь смонтированных трубопроводов, до разрешения на пуск в работу. 2.3.Все операции по вводу в эксплуатацию трубопроводов осуществляет дежурный персонал под руководством начальника смены КТЦ 2.4.До включения трубопровода в работу, необходимо: а)проверить закрытие наряд-допуска на производство работ. б)проверить наличие записи в журнале ввода оборудования в работу и резерв об окончании работ. в)произвести наружный осмотр трубопроводов, компенсаторов, опор, подвесок арматуры, фланцевых соединений, реперов и убедиться в их исправном состоянии; г)проверить наличие и исправность приборов контроля и измерений и включить их в работу. Примечание: При выявлении дефектов на подготавливаемом к вводу трубопровода, пуск в работу трубопровода до устранения дефектов запрещается. д)собрать схему ввода трубопровода в работу (открыть воздушники и дренажи для заполнения и прогрева трубопровода теплоносителем) 2.5.После капитального и среднего ремонтов или резерва продолжительностью более 10 сут., а также после ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопроводов, заменой арматуры, наладкой опор и подвесок, заменой тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу должны быть осмотрены : тепловая изоляция, указатели перемещений, неподвижные и скользящие опоры, пружинные подвески, места вероятных защемлений трубопроводов и элементов опорно-подвесной системы, дренажей, воздушников, соединительных (импульсных) линий КИП, арматуры. Все выявленные дефекты необходимо устранять до начала пусковых операций. 2.6.Перед пуском необходимо проверить состояние запорной, регулирующей и предохранительной арматуры . 2.7.Запрещается включение в работу непрогретого паропровода или его участков. 3 ПУСК ТРУБОПРОВОДОВ В РАБОТУ. 3.1.Заполнение трубопровода горячей водой и включение его в работу производится в следующей последовательности: а) Заполнение трубопровода производится по байпасу коренной задвижки или приоткрытием самой задвижки при отсутствии байпаса; б) Скорость заполнения трубопровода теплоносителем должна исключать возможность появления нерасчетных термических деформаций и гидравлических ударов; в) Скорость подъема давления в трубопроводе должны исключать возможность появления гидравлических ударов; Примечание: Если при заполнении или подъеме давления в трубопроводе возникнут гидравлические удары, необходимо уменьшить скорость заполнения или совсем закрыть доступ теплоносителя в трубопровод до исчезновения гидравлических ударов. д) При достижении рабочего давления произвести наружный осмотр трубопровода, компенсаторов, опор, подвесок, арматуры, фланцевых соединений, реперов (указателей тепловых перемещений) и при отсутствии дефектов включить трубопроводов работу. Если при осмотре будут выявлены дефекты, мешающие безопасной и безаварийной эксплуатации, трубопровод должен быть отключен для устранения дефектов. 3.2.Прогрев паропровода и включение его в работу производится в следующей последовательности: а) Перед прогревом паропровода необходимо убедиться в его полном опорожнении. б) Прогрев паропровода производится по байпасу коренной задвижки или приоткрытием самой задвижки при отсутствии байпаса; в) Прогрев паропровода паром производится со скоростью повышения температуры не более 3 град. в минуту, при этом должна быть исключена возможность появления нерасчетных термических деформаций и гидравлических ударов; Примечание: Если при прогреве паропровода возникнут гидравлические удары, необходимо уменьшить скорость прогрева или совсем закрыть доступ пара в паропровод до исчезновения гидравлических ударов; г) На паропроводах с внутренним диаметром 150 мм и более и температурой пара 300ОС и выше, контроль за расширением паропровода и наблюдение за правильностью работы опор производится по реперным устройствам. Отклонение показаний реперных устройств от расчетных указывает на неправильную работу компенсаторов и опор. д) При достижении рабочих параметров в паропроводе, произвести наружный осмотр паропровода, компенсаторов, опор, подвесок, арматуры, фланцевых соединений, реперов (указателей тепловых перемещений) и при отсутствии дефектов, включить паропровод в работу. Если при осмотре будут выявлены дефекты, мешающие безопасной и безаварийной эксплуатации, трубопровод должен быть отключен для устранения дефектов. 4 ОТКЛЮЧЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ. 4.1.При останове необходимо не допускать превышение допустимых скоростей расхолаживания. При достижении параметров, соответствующих точке насыщения все дренажи должны быть открыты полностью. 4.2.После расхолаживания необходимо провести внешний осмотр трубопровода, системы его крепления, указателей температурных перемещений и зафиксировать в журнале дефектов выявленные дефекты. 5 аварийные отключения трубопроводов. 5.1.В случае разрыва труб пароводяного тракта, паропроводов свежего пара, пара отборов, трубопроводов основного конденсата и питательной воды, их пароводяной арматуры, тройников, сварных и фланцевых соединений, трубопровод доложен быть немедленно отключен. 5.2.При обнаружении трещин, свищей в паропроводах свежего пара, пара отборов, трубопроводах питательной воды, в их пароводяной арматуре, тройниках, сварных и фланцевых соединениях следует немедленно поставить в известность об этом начальника смены КТЦ. Начальник смены обязан немедленно определить опасную зону, прекратить в ней все работы, удалить из нее персонал, оградить эту зону, вывесить знаки безопасности «Проход воспрещен», «Осторожно! Опасная зона» и принять срочные меры к отключению аварийного участка. Если при отключении невозможно резервировать аварийный участок, то соответствующее оборудование, связанное с аварийным участком, должно быть остановлено. 5.3.При обнаружении разрушенных опор и подвесок трубопровод должен быть отключен, а крепление восстановлено. Время останова определяется главным инженером ТЭЦ-7. 5.4.При выявлении течей или парений в арматуре, фланцевых соединениях или из-под изоляционного покрытия трубопроводов, об этом должно быть немедленно сообщено начальнику смены КТЦ. Начальник смены обязан оценить ситуацию и , если течь или парение представляет опасность для обслуживающего персонала или оборудования (например, парение из-под изоляции), принять меры, указанные в п. 5.2. Течь или парение, не представляющие опасности для персонала или оборудования (например, парение из сальниковых уплотнений), должны осматриваться каждую смену. 6 Обслуживание трубопроводов в условиях эксплуатации 6.1.При эксплуатации трубопроводов и арматуры контролируются: 6.1.1.-размеры тепловых перемещений трубопроводов и их соответствие расчетным значениям по показаниям индикаторов. Эксплуатационный контроль за положением оси паропровода со снятием показаний индикаторов и записью результатов в формуляры выполняется перед прогревом паропроводов и при рабочих параметрах со следующей периодичностью: - после капитального ремонта основного оборудования (турбины, котла); - после ремонтных работ, связанных с разрезкой паропровода, изменениями в системе его крепления (ремонт или замена опор), или устранения защемлений паропровода; - в межремонтный период - 1 раз в год. При этом проверяется исправность индикаторов. Наблюдение за индикаторами перемещений без записи в формулярах осуществляется при каждом прогреве (от холодного состояния до номинальных параметров) и после остывания (до температуры металла трубы, не превышающей 50°С) паропроводов, а на непрерывно работающем паропроводе - не реже одного раза в 2 мес. При этом проверяется исправность индикаторов: - стержень должен перемещаться в корпусе штока плавно, без заеданий и перекосов; - рабочие поверхности пластин должны быть ровными, без глубоких рисок и царапин, которые могут препятствовать перемещениям острия стержня; - расстояние от торца штока до пластины должно быть не менее значения проектного перемещения паропровода, если перемещение паропровода при прогреве направлено в сторону пластины, а в случае, когда перемещение направлено в сторону от пластины, это расстояние должно быть не менее 20-30 мм, но таким, чтобы обеспечивался контакт этого стержня с пластиной в рабочем и холодном состояниях паропровода; - торцевые кромки пластин, относительно которых измеряются координаты точек касания острия стержней с пластиной, должны быть ровными и параллельными осям координат. Во избежание повреждений запрещается использовать кронштейн индикаторов и их рамку в качестве опор при производстве любого вида работ. 6.1.2.-отсутствие защемлений и повышенной вибрации трубопроводов (оперативным персоналом КТЦ во время обхода); 6.1.3.-плотность предохранительных устройств, арматуры и фланцевых соединений (оперативным персоналом КТЦ во время обхода); 6.1.4.-температурный режим работы металла при пусках и остановах; 6.1.5.-степень затяжки пружин подвесок и опор в рабочем и холодном состоянии - не реже 1 раза в 2 года; 6.1.6.-герметичность сальниковых уплотнений арматуры (оперативным персоналом КТЦ во время обхода); 6.1.7.-соответствие показаний указателей положения (УП) регулирующей арматуры на щитах управления ее фактическому положению (оперативным персоналом КТЦ во время обхода); 6.1.8.-наличие смазки подшипников, узлов приводных механизмов, винтовых пар шпиндель - резьбовая втулка, в редукторах электроприводов арматуры (оперативным персоналом КТЦ во время обхода). 6.2.К обслуживанию трубопроводов допускаются лица не моложе 18 лет, обученные по программе, согласованной в установленном порядке, имеющие удостоверение на право обслуживания трубопроводов и знающие данную производственную инструкцию. 6.3.Проверка знаний персонала КТЦ (К.О.), обслуживающего трубопроводы, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев, а также при переходе из одной организации в другую. 6.4.Результаты экзаменов и периодической проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом за подписью председателя комиссии и ее членов и заноситься в специальный журнал. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии. 6.5.Оперативный персонал КО КТЦ (машинисты котлов, машинисты-обходчики, старшие машинисты), начальники смен КТЦ не менее двух раз в смену должны производить осмотр трубопроводов. При осмотре следует обращать внимание на состояние системы крепления, изоляции, указателей перемещений, на появление повышенной вибрации, течи, парения в арматуре или из-под изоляции осматриваемого трубопровода, а также на течи другого оборудования, вызывающие попадание на трубопровод воды, щелочи, кислот, масел, мазута. При появлении повреждений трубопроводов следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в разделе 4. 6.6.При проведении работ вблизи трубопроводов должно быть исключено появление защемлений на трубопроводах за счет прокладки временных балок, подставок, подборок и др. 6.7.Случаи повреждения опор и подвесок, пружин, указателей перемещений, нарушения изоляции должны фиксироваться в журнале дефектов КО КТЦ. 6.8.Проверка исправности действия манометров для трубопроводов с рабочим давлением до 1,4 МПа (14 кгс/см2) включительно должна производиться не реже одного раза в смену, а для трубопроводов с рабочим давлением свыше 1,4 МПа (40 кгс/см2) не реже одного раза в полгода. 6.9.Проверка исправности манометра в процессе эксплуатации трубопровода производится с помощью трехходового крана или заменяющих его запорных вентилей путем установки стрелки манометра на ноль. О проведении проверки делается запись в оперативном журнале НС КТЦ. 6.10.Манометры не допускаются к применению в следующих случаях: а) на манометре отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении поверки; б) истек срок проверки манометра; в) стрелка манометра при его отключении не возвращается к нулевой отметке шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного манометра; г) разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний. 6.11.Исправность предохранительных клапанов проверяется принудительным кратковременным их «подрывом» 7 вывод трубопроводов в ремонт. меры безопасности. 7.1. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов должен обеспечить своевременный ремонт по утвержденному графику планово-предупредительного ремонта. 7.2.Ремонт должен производиться только по наряду-допуску, выдаваемому лицом из числа ИТР КТЦ, в ведении которого находится трубопровод, прошедшего проверку знаний, допущенным к самостоятельной работе и включенным в список лиц, имеющих право выдачи нарядов. 7.3.Оперативный персонал КО КТЦ (старший машинист или машинист-обходчик) в соответствии с требованиями по подготовке рабочего места по наряд-допуску должен отключить трубопровод или участок трубопровода двумя последовательно установленными задвижками. В отдельных случаях в схемах с бесфланцевой арматурой, когда нельзя отключить для ремонта трубопровод двумя последовательными задвижками, допускается с разрешения главного инженера отключать ремонтируемый участок одной задвижкой. Разрешение главного инженера фиксируется его подписью на полях наряда. 7.4.С трубопроводов, отключенных для ремонта, следует снять давление и освободить их от пара и воды. С электроприводов отключающей арматуры – снять напряжение, а с цепей управления электроприводами – предохранители. Вся отключающая арматура должна быть в закрытом состоянии. Вентили дренажей, соединенных непосредственно с атмосферой, должны быть открыты. Вентили дренажей закрытого типа после дренирования трубопровода должны быть закрыты. Отключающая арматура и вентили дренажей должны быть обвязаны цепями, запертыми на замки. На вентилях и задвижках отключающей арматуры следует вывешивать плакаты и знаки безопасности «не открывать – работают люди», на вентилях открытых дренажей – «Не закрывать – работают люди», на ключах управления электроприводами отключающей арматуры – «Не включать – работают люди», на месте работы – «Работать здесь» Дренирование воды и пара должно производиться через дренажную арматуру 7.5. Лицо из числа оперативного песронала, подготавливающее рабочее место, отвечает за правильное и точное выполнение мероприятий по подготовке рабочего места. 7.6.После окончания ремонтных работ в журнале ввода оборудования должна быть сделана запись за подписью лица, ответственного за ремонт. Начальник ПТО Л.В. Казарцев Начальник КТЦ М.Г. Писаренко