Обслуживание Тягодутьевых Машин КО КТЦ «УТВЕРЖДАЮ» Главный инженер Василеостровской ТЭЦ Филиала «Невский» ОАО «ТГК-1» ________________________Е.М. Красоткин «__________»__________________2011 г. Инструкция по обслуживанию тягодутьевых машин КО КТЦ. Срок действия установлен: с “28” ноября 2011 г. по “28” ноября 2014 г. Начальник КТЦ М.Г. Писаренко Начальник ПТО Л.В. Казарцев Срок действия продлен после пересмотра: с “__”____________20___ г. по “__”____________20___ г. Главный инженер ТЭЦ-7 Е.М. Красоткин Начальник КТЦ М.Г. Писаренко Начальник ПТО Л.В. Казарцев Знание настоящей инструкции обязательно: 1. ИТР КТЦ КО. 2. НСС 3. НС КТЦ 4. Старший машинист КО КТЦ. 5. Машинист-обходчик КО КТЦ. 6. Машинист ЦТЩУ котлами. Инструкция хранится: 1. В ПТО. 2. В конторе КТЦ. 3. У НСС. 4. У НС КТЦ. 5. На ЦТЩУ-2. ОГЛАВЛЕНИЕ 1 общие положения 2 1.1 Для котлов БКЗ-160-100ГМ ст. №58. 2 1.2 Для котла БКЗ-160-100ГМ ст. №9. 2 1.3 Для котла КВГМ-100 ст. № ПВК-4. 3 1.4 Для котлов КВГМ-100 ст. № ПВК-5,6. 3 1.5 Вентиляторы первичного дутья для котлов КВГМ-100 ст. № ПВК-4,5,6. 4 1.6 Для котлов ПТВМ-100, ПТВМ-180 ст. № ПВК-1,2,3. 4 1.7 Смазка применяемая для тягодутьевых машин котельного отделения. 4 2 пуск тягодутьевых машин после монтажа или ремонта. 4 2.1 Подготовка к пуску. 4 2.2 Пуск машины. 5 3 пуск тягодутьевых машин из резерва. 6 4 регулирование тягодутьевых машин, уход за ними во время эксплуатации. 7 5 останов тягодутьевой машины. 7 6 аварийный останов тягодутьевой машины. 7 7 защиты и блокировки. 8 8 техника безопасности при обслуживании тягодутьевых машин. 8 9 лист ознакомления 1 общие положения К эксплуатации и обслуживанию тягодутьевых машин (ТДМ) могут быть допущены лица не моложе 18 лет, признанные годными по состоянию здоровья. Обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверение квалификационной комиссии на право обслуживания котлов. ТЯГОДУТЬЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ. 1.1 Для котлов БКЗ-160-100ГМ ст. №58 Дымососы: Дымосос двухстороннего всасывания типа Д-15,5х2 изготовлен БКЗ. Производительность Д15,5х2 137000 м3/час Разрежение 246мм в. ст., число оборотов 730 об/мин. Мощность на валу 137 кВт Мощность эл. двигателя 200 кВт, сила тока 255 А. Напряжение 6000 вольт Регулирование осуществляется направляющими аппаратами. Для смазки подшипников применяется масло И-20А Вентиляторы: Дутьевой вентилятор одностороннего всасывания типа ВД-18=ОРГРЭС Производительность 100000 м3/час Полный напор 256 мм в. ст. Число оборотов 730 об/мин Мощность на валу 82 кВт КПД – 84 % Мощность эл. двигателя 100 кВт. Сила тока 146 А Напряжение 500 В Регулирование осуществляется направляющими аппаратами В подшипниках применяется консистентная смазка. 1.2 Для котла БКЗ-160-100ГМ Ст.№9. Дымосос: ДН-22х2-0,62 Разрежение 134 мм в.ст. Производительность 255х10³м3/час Мощность эл. двигателя 250/145 кВт, сила тока 36/30,5 А (двухскоростной) Напряжение 6000 В. Число оборотов 594/496 об/мин, КПД=72 % Для смазки подшипников применяется консистентная смазка. Вентилятор: Тип ВДН-20 БКЗ Мощность электродвигателя 400/170 кВт. Производительность 165х10м3/час, напор 353мм в.ст. Сила тока 49,5/76 А Напряжение 6000 В Число оборотов: 1 скорость –745 об/мин., 2 скорость – 992 об/мин. КПД=62% Регулирование осуществляется направляющими аппаратами. Для смазки подшипников применяется масло И-20А. 1.3 Для котла КВГМ-100 ст. №ПВК-4. Дымосос: Тип ДН-18х2 Производительность 189х10 м3/час, Напор – 330мм в.ст. Привод дымососа осуществляется от эл. двигателя. Число оборотов 730 об/мин Мощность 325 кВт Напряжение 6000 В Регулирование осуществляется направляющим аппаратом Вентилятор: Тип ВД-15,5 Производительность 69х10 м3/час. Напор 360 мм. в. ст. Привод вентилятора осуществляется от эл. двигателя с числом оборотов 730 об/мин. Мощность 160 кВт, напряжение 380 В Регулирование осуществляется направляющими аппаратами. 1.4 Для котлов КВГМ-100 ст. № ПВК-5,6. Дымосос: Тип ДН-22х2х0,62 Производительность 383х10 м3/час Напор 295 мм. в. ст. Потребляемая мощность эл. двигателя 383 кВт Число оборотов 600 об/мин Тип эл. двигателя ДАЗО 13-42-10му Вентилятор: Котел оборудован двумя вентиляторами типа ВД-15,5 Производительность 69х10 м3/час. Напор 360 мм. в. ст. Привод вентилятора осуществляется от эл. двигателя с числом оборотов 730 об/мин Мощность 160 кВт, напряжение 380 В Регулирование осуществляется направляющим аппаратом. 1.5 Вентиляторы первичного дутья для котлов КВГМ-100 ст. № ПВК-4,5,6. Тип 30ЦС-85-42 Производительность 3000 м3/ч. Напор 8501000 мм. в. ст. Число оборотов 3000 об/мин Электродвигатель а02-52-243 Мощность 13 кВт Напряжение 380 В Ток электродвигателя 25 А. 1.6 Для котлов ПТВМ-100,ПТВМ-180 ст. № ПВК-1,2,3. Вентиляторы: Параметр Размерность ПВК-1 ПВК-2,3 Марка ------- Ц-9-55 Ц-13-50 Производительность м3/час 10000 14000 Напор мм. в. ст. 160 137 Мощность кВт 10 10 Число оборотов об/мин 1450 970 Напряжение В 220/380 220/380 1.7 Смазка применяемая для ТДМ котельного отделения. Для дымососов котлов БКЗ-160-100ГМ применяется масло марки И-20А (кроме дымососа К-9 – густая смазка ЛЗ-31) Для вентиляторов котлов БКЗ-160-100ГМ применяется консистентная смазка: ЛЗ-31 (для ДВ К-9 – жидкая смазка – И-20А) Для дымососов КВГМ №4-:-6 – жидкая, масло И-20А Для вентиляторов КВГМ №4-:-6 – жидкая смазка И-20А. 2 пуск тягодутьевых машин после монтажа или ремонта. 2.1 Подготовка к пуску. Перед пуском ТДМ после монтажа или ремонта произвести наружный и внутренний осмотр. 2.1.1.При внутреннем осмотре следует проверить: • отсутствие явных дефектов в колесе (ненадежное крепление отдельных лопаток, резко выраженный износ их и т. д.); • легкость хода регулирующего устройства и отсутствие задеваний движущихся частей его; • соответствие показаний указателей положений лопаток направляющих аппаратов их действительному положению; • тщательность уплотнения мест прохода вала машины через кожух; • легкость хода колеса; • отсутствие случайных посторонних предметов в машине. Замеченные недостатки устраняются. Закрываются люки и направляющие аппараты. 2.1.2.При наружном осмотре следует проверить: • наличие ограждения валов и полумуфт; • наличие сеток на входе в дутьевой вентилятор, если он работает с открытым всасом; • исправность заземления электродвигателя; • прочность крепления корпуса подшипника к фундаменту; • отсутствие посторонних предметов около вращающихся частей машины и приводного устройства системы регулирования; • правильность сборки соединительных полумуфт; • затяжку фундаментных болтов электродвигателя и тягодутьевой машины, при необходимости подтянуть их; • наличие масла в подшипниках электродвигателя и тягодутьевой машины и отсутствие течи масла; • подключение приборов КИП • наличие пломбы на кнопке аварийного останова машины; 2.1.3.Проверить исправность управления дистанционным устройством и соответствие показаний указателей положений регулирующего устройства у машины показаниям УП на щите управления. Проверить исправность устройства для аварийного останова машины. 2.1.4.До установки полумуфты проверить безотказность переключения двухскоростного двигателя с первой (меньшей) скорости вращения на вторую, а затем со второй на первую. 2.1.5.Проверить, что водяное охлаждение подшипников в исправном состоянии, для чего следует открыть воду на 5-10 минут и посмотреть, хорошо ли идет вода в сливные трубы и не растет ли уровень масла в картере подшипника из-за неплотности змеевиков охлаждения (на машинах с водяным охлаждением подшипников). 2.1.6.Проверить и исключить обратное вращение роторов тягодутьевых машин. Машину можно считать подготовленной к пуску лишь после оформления акта приемки. 2.2 Пуск машины. 2.2.1.Пуск машины дистанционно или по месту ее установки производится по указанию начальника смены цеха. После капитального ремонта с разрешения начальника цеха и после оформления акта приемки. 2.2.2.Непосредственно перед пуском проверить полную готовность оборудования согласно п.п.2.1.1. – 2.1.5.; дежурному электрослесарю подать напряжение к электродвигателю, после чего запрещается открывать люки и кожухи машины, производить внутренний осмотр ее и снимать ограждение с вращающихся частей. 2.2.3.Пуск машины производить на закрытые направляющие аппараты. 2.2.4.При пуске машины проверить ее загрузку по амперметру и соответствие направления вращения ротора тягодутьевой машины показанию указателя направления вращения. 2.2.5.Тяго-дутьевые машины разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего – 1 раз. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя. Повторные включения тягодутьевых машин в случае отключения их основными защитами (защита от перегрузки электродвигателя с выдержкой 20 с и мгновенная защита при повреждении электродвигателя срабатыванием токовой отсечки) разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции. 2.2.6. После пуска машины и достижении ею полной скорости вращения проверить с помощью вибрографа величину вибрации подшипников, которая не должна превышать величину допустимую для данного типа машин более чем на 0,01 мм. Кроме того следует ежедневно проверять на ощупь вибрацию наложением руки на корпус подшипника. 2.2.7.Если приводом тягодутьевой машины служит двухскоростной электродвигатель, пуск ее должен производиться на первой (меньшей) скорости. 2.2.8.В случае появления во время пуска машины вибрации, стуков, дыма, запаха гари, необходимо немедленно отключить эл. двигатель аварийной кнопкой. 3 пуск тягодутьевых машин из резерва. 3.1.Тягодутьевые машины, находящиеся в резерве, должны быть готовы к немедленному пуску. 3.2.Не допускаются никакие ремонтные работы ни в самой ТДМ, находящейся в резерве, ни в связанных с ней элементах оборудования. 3.3.Вращающиеся части должны быть ограждены, направляющие аппараты должны быть закрыты. 3.4.В зимнее время, избегая замораживания трубопроводов, вода для охлаждения должна быть закрыта. 3.5.При приемке смены лицо, ответственное за работу ТДМ, производит осмотр резервных машин. 3.6.Пуск машины производить со щита управления при закрытых направляющих аппаратах. Загрузку машины осуществить плавным открытием направляющего аппарата. 4 регулирование тягодутьевых машин, уход за ними во время эксплуатации. Регулирование производительности ТДМ должно производиться автоматически или дистанционно с ЦТЩУ машинистом котлов. Оперативный персонал (старший машинист, машинист-обходчик), на которых возложены обязанности по уходу за ТДМ в период их эксплуатации, должны: 4.1.Наблюдать за уровнем масла в подшипниках и по мере необходимости доливать его на ходу через верхние отверстия в корпусе. 4.2.Проверять, нет ли течи масла через уплотнения подшипников. В случае обнаружения течи масла внимательно следить по маслоуказателю за сохранением уровня в пределах нормы. Проверять качество масла. При наличии грязи масло подлежит замене во время останова ТДМ. Отработанное масло, подлежащее утилизации, необходимо слить в герметичную тару. Промасленная ветошь собирается в бочки для дальнейшей утилизации. Не допускается складирование отработанного масла и промасленной ветоши вместе с бытовыми отходами, не допускается попадание на почву, в канализацию или в открытые водоемы, не допускается сжигание. 4.3.Следить за поступлением воды для охлаждения подшипников, не допуская их нагрева выше 700С 4.4.Наблюдать за показанием амперметра электродвигателей, не допуская перегрузки выше красной черты на амперметре. 4.5.Протирать наружные поверхности электродвигателей, корпуса подшипников и фундаменты, убирать площадки обслуживания ТДМ от грязи и пыли. 5 останов тягодутьевой машины. 5.1.Останов машины при нормальных условиях может производиться дистанционно машинистом ЦТЩУ котлами со щита управления или по месту, машинистом-обходчиком КО КТЦ по распоряжению старшего машиниста КО КТЦ. Перед остановом машины разгрузить ее закрытием направляющего аппарата, а затем только остановить. 5.2.При наличии на котлоагрегате двух дымососов и двух вентиляторов и останове одного из них в резерв или выводе в ремонт (по наряду-допуску) необходимо закрыть на нем направляющий аппарат, а при выводе в ремонт и щибер со стороны нагнетания. При аварийном останове машины направляющие аппараты закрываются немедленно после ее останова. 6 аварийный останов тягодутьевой машины. Тягодутьевые механизмы должны быть аварийно отключены ключом управления или по месту аварийной кнопкой в следующих случаях: 6.1.При задевании рабочего колеса за кожух; 6.2.При обрыве лопаток колеса или лопаток направляющего аппарата; 6.3.При сильной вибрации колеса; 6.4.При нагреве подшипников ТДМ выше 650С, электродвигателя – до 800С. 6.6.При потере напряжения на секции, если не произойдет автоматического отключения электродвигателя; 6.6.При пробое с замыканием в электродвигателе; 6.7.При появлении дыма из корпуса подшипника; 6.8.При появлении искр и запаха гари из электродвигателя; 6.9.При задевании ротора электродвигателя о статор; 6.10.Если человек попал под напряжение и без отключения машины он не может быть освобожден от действия напряжения; 6.10.При появлении посторонних шумов в тягодутьевой машине. При обнаружении вышеперечисленных неполадок, немедленно остановить машину и поставить в известность НС КТЦ и НСС. 7 защиты и блокировки. 7.1.На К-5-:-8 при останове одного из двух дымососов происходит срабатывание локальной защиты и котел переводится на 50% нагрузку, при этом останавливается выбранный дутьевой вентилятор и отключается по топливу и воздуху 1-ый ярус горелок при работе на газе; 3-й ярус горелок при работе на мазуте; 1-ый ярус + 3-й ярус горелок при работе «МАЗУТ+ГАЗ». 7.2.На К-5-:-8 при останове одного вентилятора происходит срабатывание локальной защиты и котел переводится на 50% нагрузку, при этом отключается по топливу и воздуху 1-ый ярус горелок при работе на газе; 3-й ярус горелок при работе на мазуте; 1-ый ярус + 3-й ярус горелок при работе «МАЗУТ+ГАЗ». 7.3.При останове двух вентиляторов или двух дымососов или двух РВП срабатывает защита на останов котла. 7.4.На К-9 при отключении ТДМ, дымососа или вентилятора срабатывает защита на останов котла. 7.5. На ПВК-4,5,6 при останове дымососа следует останов обоих вентиляторов и котла в целом. 7.6.На ПВК-4,5,6 при останове двух вентиляторов следует останов котла. 8 техника безопасности при обслуживании тягодутьевых машин. 7.1.Запрещается пуск и кратковременная работа механизмов при отсутствии или неисправном состоянии ограждающих устройств. 7.2.Запрещается производить уборку вблизи ТДМ без предохранительных ограждений или с плохо закрепленными ограждениями. 7.3.Запрещается чистить, обтирать и смазывать вращающиеся или движущиеся части ТДМ, а также перелезать через ограждения или просовывать руки за них для смазки и уборки. 7.4.Запрещается при обтирке наружной поверхности работающей ТДМ наматывать на руку или пальцы обтирочный материал. 7.5.Запрещается работа электродвигателей без заземления. 7.6.Ремонт ТДМ производится по наряду-допуску. Начальник ПТО Л.В. Казарцев Начальник КТЦ М.Г. Писаренко